Карьерные беспилотники — разработки брендов
В 1996 году компания Caterpillar представила первый беспилотный карьерный самосвал. Прошло более 20 лет, парк «беспилотников» ежегодно пополняется новыми моделями от ведущих машиностроительных компаний. Растущий спрос способствует появлению усовершенствованных машин, удовлетворяющих современным потребностям отрасли. Какие «беспилотники» выводят сегодня на рынок мировые производители?
Caterpillar расширяет парк беспилотной техники
Разработка автономных машин была возобновлена Caterpillar в 2000 году. Для продвижения были выбраны самосвалы грузоподъемностью 240 тонн. Подобная техника быстро завоевала популярность в сфере добычи полезных ископаемых, благодаря экономической выгоде при эксплуатации. Сегодня автопилот - это уже не эксперимент. Caterpillar получает много заявок от заказчиков на дооборудование своего парка самосвалов беспилотной технологией. В сравнении с обычными грузовиками автономные самосвалы работают дольше в среднем на 2,5 часа в день.
В 2017 году во всем мире эксплуатировалось в полностью автономном режиме 56 самосвалов Cat 793F. Их производительность на 20% выше по сравнению с карьерными машинами, управляемыми оператором. Американские «беспилотники» взаимодействуют с любой карьерной техникой - грейдерами, погрузчиками, автоцистернами, бульдозерами и другими агрегатами. Все операции автономного самосвала выполняются с помощью системы Cat MineStar. Стоит отметить, что к началу 2018 года уже около 100 «беспилотников» Caterpillar работало в сфере добычи полезных ископаемых.
Беспилотная технология Caterpillar адаптируется для автомобилей других брендов. В 2019 году планируется установка системы на самосвалы Komatsu. В планах американской компании внедрение систем полной автоматизации, а также решений с полуавтоматическими операциями. В конце 2017 года компания анонсировала запуск нового поколения 20-тонных гидравлических экскаваторов. Данные машины будут оснащаться технологиями «Ассистент» и «Барьер», которые как раз позволяют машинисту выполнять ряд операций в полуавтоматическом режиме.
Карьерные беспилотники от Komatsu
Новый уровень показал японский Komatsu, продемонстрировав в 2016 году опытный образец карьерного самосвала Komatsu IAHV. Экспериментальная модель может передвигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, полный привод и управление, как поворотом, так и вращением всеми четырьмя колесами. Благодаря этим опциям сокращается время на постановку самосвала под погрузку и разгрузку, а также на площадке выполняется минимум вскрышных работ, поскольку пропадает необходимость в развороте машины. Сегодня Komatsu IAHV находится в опытной эксплуатации.
Японский «беспилотник» оборудован двигателем Cummins QSK60, 2 700 л.с. Трансмиссия представлена четырьмя электромоторами General Electric 150 AC, динамическим тормозом, модифицированными бортовыми редукторами и генератором GE 240 AC или GE GTA-41. Грузоподъемность автономного самосвала – 230 тонн, эксплуатационная масса - 416 тонн. Стоит отметить, что Komatsu IAHV - это первый самосвал с электромеханической трансмиссией, произведенный в Японии, с момента снятия с производства модели HD1200.
Карьерный беспилотник от Scania
В 2016 году шведский производитель Scania заявил о начале испытаний опытного образца карьерного самосвала с рабочим названием Astator. Блок автоматизированного управления Astator включает в себя бортовое программное обеспечение с искусственным интеллектом, отвечающее за функции автоматизации и поддержки. С его помощью осуществляется сбор данных с датчиков автомобиля, на основе которых определяется ландшафт и дорожная обстановка. Блок управления получает задачи от внешней логистической системы и переводит их на язык, понятный для автомобильных систем.
Центральная система управления силовым агрегатом «беспилотника» Scania обеспечивает работу двигателя, коробки передач, сцепления и вспомогательных тормозов. Электрогидравлическая система EAS позволяет безопасно контролировать движение автомобиля на дороге и объезжать препятствия. На каждом углу кузова автомобиля установлены радары ближнего действия с углом определения 360 градусов, обнаруживающие других участников дорожного движения. Устройство способно функционировать в условиях любых погодных явлений и освещенности.
Белорусско-российская разработка БЕЛАЗ
В свое время ОАО «БЕЛАЗ» совместно с российской компанией «ВИСТ Групп» создали дистанционно управляемый 130-тонный самосвал БЕЛАЗ. Опытный образец был продемонстрирован в 2010 году. «Беспилотник» произведен на базе модели БЕЛАЗ-7513 с двигателем Cummins КТА-50С и электромеханической трансмиссией переменно- постоянного тока. На борту этой машины изначально было электронное управление трансмиссией и ДВС. Дорабатывались тормозная система и рулевое управление: были установлены исполнительные приводы.
Для управления карьерным самосвалом БЕЛАЗ можно использовать три режима - командное, когда оператор находится в кабине автомобиля, дистанционное и роботизированное автономное при котором оператор только контролирует бортовую систему удаленно. Были разработаны две системы: бортовая и удаленная. Управляя «беспилотником» удаленно оператор находится в абсолютно комфортных и безопасных условиях. Обмен информацией между самосвалом и удаленным рабочим местом происходит посредством беспроводной передачи данных.
В автономном режиме передвижение грузовика по заданному маршруту задается при помощи спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Для передачи данных координат ГЛОНАСС. Для передачи данных координат поправок от базовой станции до бортовой системы подключен дополнительный радиоканал. В настоящее время белорусские машиностроители совместно с российской компанией устанавливают роботизированную систему управления на любую модель БЕЛАЗа, грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. Сегодня ведутся разработки мобильной системы, благодаря которой техника будет работать в полностью автономном режиме.