Ваш регион: Россия

Автопром: итоги и перспективы 2018 года

По данным «АСМ-холдинг», продажи грузовых автомобилей в 2018 году вышли в плюс. По сравнению с 2017 годом прирост составил 5,1%. При этом в сегменте превалируют российские бренды. После известия о сокращении государственного финансирования отечественного автопрома в рамках программ господдержки, стали появляться различные экспертные мнения о перспективах развития рынка. Специалисты автомобильной отрасли предоставили данные об итогах 2017 года, а также постарались ответить на вопрос: «Что будет с рынком в текущем году?».

Российский рынок новых грузовых автомобилей в 2018 году

итоги автопрома 2018

Согласно исследованиям «Автостат», в 2018 году объем рынка новых грузовых автомобилей составил 80,2 тыс. единиц. В 2017 году этот показатель был на 50,4% меньше. Как и прежде, лидером рынка остается российский производитель KAMAZ, на долю которого пришлось 33% от общего объема. В количественном выражении - 26,4 тыс. единиц, что на 30,6% больше, чем в 2017 году.

На втором месте рейтинга брендов расположился другой отечественный производитель - GAZ. Его показатель составил 7,8 тыс. машин с приростом 6,9%. Тройку замыкает шведский Volvo, на счету которого 6 тыс. машин и самый высокий сравнительный прирост – 246%. В пятерку лидеров также вошли: Scania - 5,7 тыс. единиц (+126,2%) и Mercedes-Benz - 5,6 тыс. штук (+173,1%).

В модельной структуре рынка снова лидирует KAMAZ и его автомобиль KAMAZ 43118, показатель которого составил 5,9 тыс. экземпляров. Следом по популярности идут: Mercedes-Benz Actros (5,1 тыс. шт.), GAZ Gazon Next (5 тыс. шт.), KAMAZ 65115 (4,7 тыс. шт.) и КАМАZ 6520 (4,5 тыс.). Стоит отметить, что в десятке лидирующих моделей наблюдается только положительная рыночная динамика.

Рост рынка: устойчивая тенденция или временное явление?

Многие эксперты считают, что, несмотря на рост рынка грузовых машин, говорить об устойчивой тенденции к его восстановлению пока рано. По словам Владимира Мирошникова, директора по развитию компании ГК «РОЛЬФ», покупатели только начали привыкать к новому уровню цен на автомобили, поскольку с момента их резкого повышения в начале 2015 года прошло почти три года. Уже в первом полугодии 2019 года все ждут следующую волну роста цен, главной причиной которой может стать повышение акцизов и утилизационного сбора.

При этом рост рынка может спровоцировать большой возраст российского автопарка. Три года назад девальвация рубля стала фактором повышения спроса на автомобили, и сейчас эти машины сходят с гарантии. Для большинства корпоративных автовладельцев - это сигнал к тому, что пришло время менять автомобили на новые. Судьба авторынка в новом году во многом зависит от мер господдержки автопроизводителей. Безусловно,сокращение мер стимулирования авторынка будет иметь ярко выраженный негативный эффект.

Более оптимистичные прогнозы у председателя правления и генерального директора АГ «Авилон», Андрея Павловича. Он считает, что рынок перешел на этап восстановления и в 2018 году его рост на уровне 10% продолжится. «Программы господдержки уже доказали свою эффективность, увеличив долю кредитов и показатели trade-in. В условиях снижения их финансирования, вероятно, увеличение программ от импортеров, которые могут забюджетировать средства, ранее компенсирующиеся покупателю государством. На рынке остаются эффективные игроки - те, кто имеет четкую стратегию, следует ей…».

Руководитель АГ «Авилон» сообщил, что в 2018 году в планах компании находятся два масштабных проекта: старт дилерских центров Audi и Mercedes-Benz на ЗИЛе и открытие автосалона Volvo. В III квартале 2018 года ожидается завершение строительства автоцентров Mercedes-Benz и Audi в рамках нового городского пространства ЗИЛ. «… В сегодняшней конкурентной среде стратегические решения нужно принимать каждый день, чтобы оставаться успешным» - говорит Андрей Павлович.

У специалистов «АСМ-холдинг» прогноз на 2018 год тоже оптимистичный. Согласно расчетам его аналитиков, в следующем году расположенные в России автосборочные предприятия выпустят на 3,85% больше, чем в 2017 году. Производство грузовиков прибавит 3,9%, автобусов – 2,4%. Увеличение выпуска LCV ожидается на 1,4%. Доминирование отечественных марок сохранится. При этом в новых моделях все меньше российских комплектующих, а нынешний флагман магистральный седельный тягач KAMAZ 5490 локализован лишь на 20%.

Утверждена стратегия развития автопрома РФ до 2025 года

На днях Правительство РФ утвердило стратегию развития отечественного автопрома до 2025 года. Среди приоритетных целей: «удовлетворение российскими производителями 80–90% внутреннего спроса на современную автомобильную технику, рост экспорта автомобильной техники и компонентов, выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области автономного вождения…».

Эксперты подсчитали, что импортозависимость в производстве грузовых машин сейчас оценивается на уровне более 25%, напротив 10% в 2008 году. Согласно стратегии, рост локализации производимых автомобилей планируется увеличить до 70-85%. На данный момент этот уровень в сегменте легкого коммерческого транспорта – 60-70%, в грузовиках – 70-85%.

По мнению Минэкономразвития, присоединение российского автопрома к современным мировым трендам позволит выйти на новые рынки. Новейшие технологии, а также усиление экологических требований формируют спрос на продукты с принципиально новыми свойствами. Не предприняв энергичных действий, Россия рискует стать площадкой для сборки устаревших моделей. С оптимизмом смотрят в правительстве и на развитие отечественных моделей беспилотных автомобилей. Предполагается появление целой линейки автономных грузовиков, причем продажи таких машин должны расти «ударными» темпами: на 40-50% в год. Насколько подготовлены производители к поставленным задачам – покажет время. Пока же, многие эксперты не разделяют «радужные» чаяния чиновников.

Raise.ru 08.09.2018