Самосвалы Scania: управляемость и выносливость "вне дорог"
Дмитровский полигон НАМИ на минувшей неделе стал местом проведения первого в России тест-драйва строительной техники Scania. Шведская компания предложила своим гостям проверить в действии в различных дорожных условиях двенадцать новых грузовых автомобилей серий P и G.
Масштабные испытания машин прошли на трех разных участках дорог. Так, на станции Drive временным дальнобойщикам предложили проехать по трассе с элементами горного серпантина и уклонами с перепадами высот до 10%, на станции Load — поупражняться в погрузке и разгрузке самосвала, а на станции Off Road — испытать свои силы и возможности машин во внедорожных условиях.
После инструктажа, согласно расписанию, составленному организаторами, нашей команде было предложено сразу отправиться на станцию Off Road. Надо отметить, что Scania сделала акцент на возможностях эффективной эксплуатации своих машин серии P и G именно в сложных условиях. Напомним, что опционально эти машины могут быть оснащены системой автоматического управления Scania Opticruise с режимом работы в условиях бездорожья, новой противобуксовочной системой и новым ретардером с улучшенными рабочими характеристиками при движении на низкой скорости.
Для демонстрации этих качеств на участке полигона Off Road были воссозданы сложные условия, нередко возникающие при движении по слабонесущим грунтам, и в которых зачастую приходится работать строительной технике.
В целом, маршрут который нам предложили пройти, включал в себя движение по грунтовой дороге с чередованием подъемов и спусков с уклоном до 6%, повороты с малым радиусом, а также движение по колее — все это c учетом полной загрузки техники.
Именно поэтому на данном участке дороги Scania выставила самосвалы повышенной проходимости с колесной формулой 6×6: два самосвала Scania G400 CB6×6EHZ со стандартным кузовом объемом 15 м3 и новым исполнением переднего бампера, самосвал Scania G400 CB6×6EHZ Off Road c автоматизированной КПП Scania Opticruise и самосвал Scania P380 CB6×6EHZ.
Представителям Raise.ru достался тягач Scania G400 CB6×6EHZ Off Road c 9-ступенчатым "автоматом" Scania Opticruise. Загруженная "под завязку", 40-тонная машина шла по устроенному на полигоне бездорожью очень легко благодаря не только автоматической КПП, но и усиленной конструкции шасси, правильно подобранным шинам и двигателю мощностью 400 л.с.
Второй нашей остановкой стала площадка Load, где встала задача провести загруженный песком самосвал по дороге до места разгрузки, загрузить его заново (загружали автомобили погрузчики немецкой Liebherr — многолетнего партнера Scania) и вернуться в исходную точку.
На станции работали комплектные самосвалы Scania P400 CB6x4EHZ и P440 CB8x4EHZ Off-Road, предназначенные для работы в условиях бездорожья, с кузовами объемом 16 м3 и 20 м3 соответственно, а также карьерный самосвал Scania P420 колесной формулой 8×4 с "автоматом" Scania Opticruise и ретардером Scania. Для тестирования мы выбрали последний.
Стоит отметить легкость управления автомобилем, оснащенного системой Scania Opticruise: максимально загруженный автомобиль отличается маневренностью и хорошей обратной связью с дорогой.
Процесс выгрузки песка оказался еще проще: остановив машину в указанном инструктором месте,"легким движением руки" мы разгрузили кузов. При этом за счет его конструкции операция заняла совсем немного времени и обошлась без потерь груза. Все продумано до мелочей — элементы управления делают рабочий процесс максимально удобным и быстрым.
Наконец, мы добрались до станции Drive, где нас ждали самосвалы Scania с кабинами серий P и G (G440 CB8x4EHZ Off-Road, Scania P420 CB8x4EHZ, P440 CB8x4EHZ) и тягач Scania P400 6×4 для перевозки тяжелых грузов, таких как лесоматериалы и строительные материалы.
Маршрут, предложенный организаторами, состоял из участков дороги, на которой встречались перепады высот от 4% до 10%. Кроме того, необходимо было провести автомобиль по участку, имитировавшему горный серпантин и выполнить упражнение "Трогание на подъеме".
Доставшийся нам во временное пользование самосвал P440 CB8x4EHZ с двигателем мощностью 440 л.с. и крутящим моментом до 1000-1300 об/мин, как и остальные испытуемые машины, был легок в управлении: движение было легко контролируемым, как на равнинной магистральной дороге, так и на рельефной местности. При том, как отметили представители Scania, с максимальной экономией топлива.
Кроме того, нельзя не сказать об удобстве самих кабин самосвалов серий P и G. Безопасные ступеньки и их эргономичная конструкция облегчают доступ в кабину. При этом компоненты передней части кабины — цельный стальной картер, стальной бампер, съемные решетки на фарах — позволяют говорить о прочности автомобиля.
Уже внутри можно подстроить под себя удобное водительское кресло на пневмоподушке, а также отрегулировать угол наклона и высоту рулевого колеса. В результате, посадку можно охарактеризовать даже как расслабляющую. При этом большинство элементов управления машиной располагаются прямо на рулевой колонке, что также обеспечивает комфорт вождения и работы.
Выше уже говорилось о комфорте вождения грузовиков Scania с системой Opticruise. Напомним, Scania стала оснащать свои тягачи автоматизированными коробками передач еще в 1994 году. Управляют такой КПП при помощи подрулевого рычажка: при его перемещении вниз, в положение Drive, машина едет "на автомате", при перемещении вперед или назад можно самостоятельно переключить передачу, а переместив вниз — включить ретардер. В результате, за рулем тягачей Scania с системой Opticruise уверенно себя чувствовали даже девушки без опыта вождения.