ЗИЛ готов тушить лесные пожары
На прошедшей в Москве 5-8 сентября выставке AUTOTRANS-2012 Завод имени И.А. Лихачева представил опытный образец автомобиля малого лесопатрульного комплекса (МЛПК).
Новая разработка ЗИЛа предназначена для предупреждения и тушения небольших очагов лесных пожаров, а также для локализации и ликвидации пожаров в сельской местности, объяснил RAISE.RU заместитель начальника отдела главного конструктора спецтехники по испытаниям ЗИЛа Виктор Замотаев.
"После сильных пожаров летом 2010 года Федеральное агентство лесного хозяйства разработало техническое задание, где было прописано, какими техническими характеристиками должен обладать автомобиль, предназначенный для патрулирования местности, предотвращения, а в случае необходимости, и тушения небольших очагов пожаров", - пояснил специалист ЗИЛа.
Помимо ЗИЛа в тендере, объявленном Федеральным лесным хозяйством, приняли участие Псковский завод пожарной техники, Горьковский автомобильный завод и другие производители.
Лесопатрульный комплекс ЗИЛа для тушения низовых пожаров оснащен съемной металлической цистерной для воды вместимостью 800 литров, которая оборудована отводами с кранами и гибкими шлангами для наполнения водой ранцевых лесных огнетушителей "Ермак", а также двумя резиновыми емкостями объемом 600 литров.
"Такого объема цистерны, конечно, должно хватить только для локализации начинающихся пожаров" - подчеркивает Виктор Замотаев.
Помимо этого, в соответствии с требованиями заказчика, ЗИЛ оснастил машину спецоборудованием, среди которого можно перечислить мотопомпу, бензопилу, ранцевой лесной огнетушитель, воздушный распылитель воды, зажигательный аппарат (с их помощью можно обеспечить выжиг определённой полосы на местности, что, в свою очередь, может лишить низовой пожар "подпитки"), а также насос высокого давления, с помощью которого можно подавать струю распыленной воды на очаг возгорания, обеспечивая тем самым эффективное тушение огня и экономию вывозимой воды.
МЛПК можно использовать и для доставки различного противопожарного и специального оборудования к местам возгорания. Для этого машина оснащена бортовым кузовом с отсеками для транспортирования оборудования и инструмента, а для перевозки людей (семи пожарных) - двухрядной кабиной.
Для обеспечения высокой проходимости при движении по разбитым лесным и сельским дорогам МЛПК изготовлен на базе шасси ЗИЛ – 43274Т (производства АМО ЗИЛ), с колесной формулой 4х4, с передними и задними ведущими мостами, с межосевой блокировкой дифференциалов в коробке отбора мощности и блокировкой межколесных дифференциалов в ведущих мостах. Кроме того, машина оборудована механической лебедкой, системой регулирования давления воздуха в шинах, а также дополнительной конструкцией – каркасом - для защиты кабины от веток деревьев и кустарников.
"Коробка отбора мощности обеспечивает межосевой дифференциал и блокировку, а мосты – межколесный дифференциал – за счет этого можно варьировать, повышать проходимость и четко регулировать скорость, которая в лесной местности для преодоления препятствий не должна быть большой", - пояснил Виктор Замотаев.
Кроме того, автоцистерна ЗИЛа оснащена технологической площадкой, помещенной на крыше кабины. На ней для осмотра местности могут размещаться люди и, помимо этого, может быть размещена аппаратура, например, антенны УКВ диапазона или аппаратура слежения за подвижными предметами на базе "Глонасс".
В результате, пожарный автомобиль, разработанный Лихачевским заводом, позволяет боевому расчету патрулировать местность, а также при возникновении ЧП провести ряд аварийно-спасательных работ до появления основных противопожарных сил. Например, машина поможет потушить небольшой очаг возгорания в лесу, резать деревья и деревянные конструкции ручным и механизированным инструментом, а также при необходимости разрабатывать грунт ручным немеханизированным инструментом.
При этом производители отмечают, что "лесной" автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -40С до +40С, но не пригоден (не рассчитан) для работы во взрывоопасной среде.
Модель двигателя, которая может быть установлена на данном автомобиле – ММЗ Д-245.9 Е3 или ММЗ Д-245.9 Е4 производства Минского моторного завода. При этом остальные агрегаты лесопатрульного комплекса, как отметил Виктор Замотаев, произведены на ЗИЛе, в частности, коробка передач, коробка отбора мощности и мосты.
Что касается управления машиной, то, по словам Виктора Замотаева, оно не должно представлять особых трудностей. "Автомобиль можно назвать простым в управлении и конструкции, так как он создан на той же базе, на которой ранее делалась вся ЗИЛовская техника, поэтому управление им не должно показаться особенно сложным", - прокомментировал специалист.
В итоге, по мнению конструкторов ЗИЛа, разработанный малый лесопатрульный комплекс может быть успешно применен в той области, для работы в которой он был создан. Машина, прежде всего, может быть интересна, как для профессиональных пожарных, так и для добровольных народных дружин, борющимися с лесными пожарами. Напомним, что подобные объединения активистов стали активно возникать после аномально жаркого лета 2010 года, когда лесные пожары обрушились на территорию России.
Однако о серийном производстве лесной автоцистерны ЗИЛа говорить пока рано – итоги конкурса, объявленного Федеральным агентством лесного хозяйства, пока не объявлены.
Кроме того, точная стоимость пожарной машины также пока не определена. "Опытные образцы, конечно, всегда стоят дороже, чем машины, вышедшие в серийное производство, - напомнил Виктор Замотаев. – В соответствии с техническим заданием мы постарались максимально укомплектовать машину современным противопожарным оборудованием, которое, конечно не дешево. Так, например стоимость насоса высокого давления составляет примерно 100- тыс. руб. Порой цена оборудования может составлять около половины цены самого автомобиля".
С учетом данного фактора ЗИЛ работает над созданием малого лесопатрульного комплекса более простой комплектации, который, по мнению работников завода, может пользоваться спросом при серийном производстве.