Свердловская область: точки роста машиностроения
Сегодня для всех очевидно, что по-настоящему развитая экономика базируется на наукоемких отраслях промышленности. Особенно это актуально для нашей огромной страны. В экономически развитых государствах, таких, как США, Япония, Германия, доля таких отраслей достигает 36–45 процентов; в России этот показатель колеблется на уровне 20–25 процентов. Второй показатель — экспорт продукции машиностроения. В развитых странах в среднем 45–50 процентов от общего объема вывоза приходится на долю машиностроительной продукции. В России экспорт машиностроительных изделий составляет около 10 процентов от общего объема экспорта страны.
Машиностроение Свердловской области, как и промышленность в целом, с начала 90-х годов испытала все негативные последствия реформ. Некоторые предприятия попросту разорились. Однако общий подъем экономики благоприятно сказался и на этой отрасли. Несмотря на сложности, заводы области сохранили свой потенциал, а результаты их работы обнадеживают.
Например, по сравнению с 2000 годом объем производства в машиностроении и металлообработке в 2004 году увеличился в 2,6 раза. В 2004 году выпуск продукции увеличился на 11,8 процента и составил 69,9 млрд. рублей, что выше результатов 2003 года. К сожалению, физические объемы производства сократились в 2004 году на 3,8 процента. Для этого есть объективные и субъективные причины, в частности, недостаток оборотных средств, особенно у мелких и средних предприятий, нехватка денег на техническое перевооружение, слабая работа маркетинговых служб, непродуманная реструктуризация, рост стоимости металла, сырья и энергоресурсов.
Наиболее существенно на результаты работы всей отрасли повлияла ситуация на «флагманском» предприятии отрасли — ПО «Уралвагонзавод», которое несмотря на существенное увеличение объемов производства гражданской продукции не смогло компенсировать уменьшение объема выпуска военных изделий более чем в 3,5 раза.
В машиностроении четко проявился разрыв между успешными, нашедшими свое место в рынке, предприятиями и «провальными», глубоко убыточными, заводами. В числе лидеров — предприятия, входящие в компании «Объединенные машиностроительные заводы», «Финпромко» и Уралинвестэнерго. Неудовлетворительные итоги имеют заводы группы «Исеть» (убытки Ирбитского автоагрегатного завода, к примеру, — 15 миллионов рублей), а также предприятия, контролируемые печально известными «горе-собственниками» — Павлом Федулевым и Маликом Гайсиным. Так, принадлежащие Федулеву Баранчинский электромеханический завод и Свердловский лифтостроительный завод имеют убытки по итогам 2004 года 40 миллионов рублей, а четыре предприятия М. Гайсина (Красногвардейский крановый завод, Алапаевский станкостроительный завод, Дегтярский машиностроительный завод, Камышловский завод дорожных машин) — более 15 миллионов рублей. Кроме того, заработная плата на предприятиях М. Гайсина одна из самых низких в отрасли. Естественно, что с каждым из убыточных предприятий ведется работа, а горе-собственниками, которые не заботятся о своих работниках, гражданах Свердловской области, пора заняться соответствующим органам. Тем более, что в целом в 2004 году на предприятиях гражданского машиностроения темпы роста объемов прибыли составили 147,8 процента.
Жизнь показала, что на зарубежных рынках, где есть платежеспособный покупатель, наших машиностроителей никто не ждет, наоборот, сегодня, в условиях приближения вступления России в ВТО, все острее стоит необходимость повышения конкурентоспособности машиностроения региона.
Одна из мер — разработка и производство новой, конкурентоспособной продукции гражданского назначения. В ряде секторов уральские машиностроители уже сегодня восстанавливают свои позиции. Наибольший прирост объемов производства в 2004 году получен по таким видам продукции, как генераторы переменного тока мощностью свыше 100 киловатт — на 51,5 процента, гибкие силовые кабели — на 14,9 процента, нефтепромысловое оборудование — на 66,6 процента, медицинская техника — на 71,7 процента, грузовые магистральные вагоны — на 16,2 процента.
Но освоение современной продукции невозможно без технического перевооружения и внедрения современных технологий. За прошлый год машиностроители инвестировали в производство 2,91 млрд. рублей. В основном это собственные средства предприятий или заемные средства. Так, в ОАО «Уралмашзавод» введена в эксплуатацию линия фирмы «Hutmann» для очистки и грунтовки металлопроката, позволяющая значительно повысить качество сварочных работ. Завершена реконструкция участка высокоточной шлифовки прокатных валков на базе станков фирмы «Herkules».
В ОАО «Уралгидромаш» закончены строительные работы в новом цехе по производству гидротурбин, пуск которого позволит создать более 150 новых рабочих мест, удвоить выпуск этих машин большой мощности и освоить производство турбин новых моделей. Это даст возможность заводу выйти на новые рынки сбыта, в том числе дальнего зарубежья.
По инициативе губернатора области Эдуарда Росселя были определены новые точки роста в гражданском машиностроении. Выделены приоритетные направления по освоению конкурентоспособной продукции. Одно из них — железнодорожная техника. Свердловская область уже сегодня один из основных партнеров ОАО «РЖД». В ближайшем будущем на Среднем Урале будут выпускать не только современные вагоны. Наш регион становится законодателем мод по выпуску современных грузовых электровозов постоянного тока.
Екатеринбургский электровозоремонтный завод при участии ФГУП «ПО Уралвагонзавод», ФГУП «НПО Автоматика», НПО «САУТ», Уральского отделения «ВНИИЖТ» оснастил два грузовых электровоза «ВЛ-11» новой электронной системой управления. Сегодня в России работают сотни ВЛ-11, которые морально устарели и нуждаются в модернизации. «Умный» локомотив уже прошел испытания и работает на Свердловской железной дороге. Технические решения, примененные на двух локомотивах, будут использованы при серийной модернизации ВЛ11, которая начнется в будущем году на Уральском заводе железнодорожного машиностроения (Верхняя Пышма). В дальнейшем здесь станут выпускать новый грузовой электровоз постоянного тока, техническое задание на который утверждено ОАО «РЖД».
Уралвагонзавод разработал новую колесную тележку для вагонов, пробег которой составляет 500 тысяч километров. Кроме того, создано несколько образцов нового подвижного состава, в том числе вагон из алюминия. ОАО «РЖД» готово разместить на уральских заводах заказы на изготовление дизельных двигателей, различных узлов и агрегатов для локомотивов, а также конструктивных элементов для высокоскоростной железной дороги «Москва-Санкт-Петербург».
Большую потребность в современной коммунальной технике испытывают муниципалитеты не только нашего региона, но и России. Отвечая на вызов времени, Машиностроительный завод им.Калинина в 2005 году начнет серийное производство новой вакуумной подметально-уборочной машины МК-1500, которая предназначена для механизированной уборки тротуаров и других «узких» мест от мусора, пыли и грязи. Уникальное свойство этой машины в том, что она, как гигантский пылесос, засасывает мусор и грязь в бункер, а разгрузка производится самосвальным способом. Новая коммунальная машина соответствует лучшим иностранным образцам, однако значительно дешевле.
Неплохой потенциал и у энергетического машиностроения. Так, Уралэлектротяжмаш выполнил заказы на двигатель для привода главного циркуляционного насоса АЭС «Бушер», а также быстродействующий автоматический выключатель постоянного тока для Европейского центра ядерных исследований. Уральский турбинный завод испытал опытные образцы новых турбин, дизель-генератора.
Уралмашзавод освоил производство нового экскаватора ЭКГ — 30; УралНИТИ разработал конструкторскую документацию для производства сельскохозяйственных машин.
Губернатор и правительство Свердловской области оказывают содействие предприятиям в вопросах обеспечения более полной загрузки производственных мощностей, развитии кооперационных связей и большей специализации.
Министерство промышленности, энергетики и науки области планирует совместно с областным законодательным собранием разработать региональные законы: о промышленной политике, об инновационной политике, программу внутриобластной промышленной кооперации.
Машиностроительный комплекс Свердловской области обладает серьезным потенциалом — производственным, научно-техническим, кадровым. И есть все основания рассчитывать, что отрасль займет лидирующие позиции в промышленности региона.
Георгий ИВАНОВ