ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» — бывший завод имени Колющенко — останется в составе «РусПромАвто»
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» — бывший завод имени Колющенко — останется в составе всероссийского автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто». Распространившиеся слухи о предстоящей продаже предприятия в интервью «УралПолит.Ru» опроверг начальник дивизиона дорожных машин ОАО «РусПромАвто» Николай Самодуров. По его словам, возглавляемый Олегом Дерипаской холдинг не собирается избавляться ни от одного своего предприятия и полон решимости «ставить на ноги» приобретенные активы.
В составе холдинга Дерипаски бывший завод имени Колющенко, специализирующийся на производстве тяжелой дорожно-строительной техники, находится с 2001 года. Разговоры о том, что собственник разочаровался в челябинском предприятии и собирается от него отказаться, особенно настойчиво слышны с прошлого года. А в декабре группа сотрудников и ветеранов предприятия даже обратилась с открытым письмом к губернатору Челябинской области, чтобы пожаловаться на неважное экономическое положение завода. В письме, в частности, говорилось: за три года работы с новым собственником предприятие существенно потеряло в производственных объемах, наметился отток квалифицированных кадров, и на этом фоне руководство холдинга заявило о возможном закрытии завода. Чтобы не допустить такого поворота событий, ряд радикально настроенных работников готовы объявить забастовку и даже начать голодовку.
Выдержки из письма к губернатору опубликовала областная газета «Челябинский рабочий». Со ссылкой на сотрудников завода издание привело некоторые цифры, призванные проиллюстрировать масштаб кризиса на предприятии. В объеме заводской продукции тяжелые грейдеры ДЗ-98 традиционно составляли 80%. Однако если в 2002 году здесь было произведено 336 тяжелых грейдеров, то в 2003 году — уже 271, а в 2004-м — только 190. Устойчивое падение, по данным «Челябки», наблюдается по номенклатуре дорожных машин в целом: в 2002 году предприятие выпустило 454 машины, а в прошлом — всего 343.
Предположения о том, что «Челябинские строительно-дорожные машины» чем дальше, тем меньше нужны «РусПромАвто», подогревались ссылками на заявления топ-менеджеров холдинга, которые якобы все увереннее говорили о скорой продаже неперспективного предприятия и даже обозначали срок, когда может быть принято такое решение — февраль 2005 года. По слухам, которые создавали напряжение в трудовом коллективе, руководство «РусПромАвто» решило сосредоточить производство грейдеров на аналогичном предприятии «Арсенал» в Брянске, рассудив, что Брянск к центру куда ближе Челябинска. Последней каплей стало объявленное решение сократить персонал на треть и уволить в связи с этим 650 сотрудников.
Но руководству холдинга ситуация на челябинском предприятии видится не в столь мрачных тонах. По крайней мере, как заявил во вторник в интервью «УралПолит.Ru» начальник профильного дивизиона «РусПромАвто» Николай Самодуров, на которого, кстати, тоже ссылались авторы апокалипсических прогнозов, в результатах ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» есть многое, что вселяет оптимизм. Например, за 2004 год завод на 40 млн. рублей сократил кредиторскую задолженность и рассчитался с долгами по зарплате. При этом ее средний размер за год вырос на 2000 рублей и достиг 6,5 тысяч. «В любом случае, я ответственно заявляю, что компания не настроена на продажу своих предприятий. Наоборот — поставлена задача их «ставить на ноги» и развивать дальше», — сказал г-н Самодуров. По его словам, с этой целью он будет регулярно — не реже, чем раз в две недели — наведываться в Челябинск. Если руководство брянским «Арсеналом» поручено исполнительному директору дивизиона дорожно-строительных машин Владимиру Сандлеру, то Челябинском руководитель дивизиона решил заняться лично.
По словам Николая Самодурова, завод действительно переживает трудности, которые носят объективный характер. Основными потребителями грейдеров выступают дорожно-строительные предприятия, находящиеся, как правило, в государственной либо муниципальной собственности. В последние годы власти на местах столкнулись с проблемой катастрофической нехватки денег на строительство и ремонт дорог — сказалась бюджетная политика федерального центра, которую уже не раз просили пересмотреть как представители регионов, так и производители дорожно-строительной техники.
В этих условиях холдинг вынужден думать об оптимизации бизнеса, но это не значит, что какому-то предприятию будет отдаваться предпочтение. «Например, объединяя усилия наших грейдерных заводов в Челябинске и Брянске, мы предполагаем, что один будет работать на европейскую часть России, другой — на азиатскую», — рассказал Николай Самодуров. При этом на челябинском заводе будет сделан акцент на развитие производства новой продукции — фронтальных погрузчиков. В мае планируется начать выпускать погрузчики с объемом ковша 1,5 кубометра, в июле на заводе начнут производить пятикубовые машины. Одновременно будет совершенствоваться традиционная продукция челябинского предприятия, чтобы она могла конкурировать по цене и качеству на и без того сузившемся рынке. Касаясь вероятности сокращения сотрудников, Николай Самодуров напомнил, что перед ним поставлены экономические задачи. Если их выполнение потребует оптимизации численности персонала, руководство завода будет вынуждено пойти на это. О позиции холдинга директор профильного дивизиона сообщил на встрече с авторами тревожного письма к губернатору. «Думаю, что нам удалось помочь им оценить ситуацию реально», — сообщил г-н Самодуров.
Между тем, как отмечают наблюдатели, даже если руководство «РусПромАвто» в самом деле решило бы избавиться от челябинского завода, предприятию вряд ли дали бы умереть. Еще в начале 90-х годов был поставлен вопрос об объединении завода имени Колющенко с Челябинским тракторным заводом. Пройдя через горнило длительного финансового оздоровления, тракторостроители интерес к «колюхе» не потеряли. Во всяком случае, генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов заявил в интервью челябинским журналистам, что его предприятие готово рассмотреть возможность объединения бизнеса с «Челябинскими строительно-дорожными машинами». И привел успешный пример того, как в 2004 году «ЧТЗ-Уралтрак» взял под свое крыло завод «Строммашина», контрольный пакет которого контролировал депутат Госдумы Валерий Панов. Теперь, когда «РусПромАвто» опроверг слухи о желании сбросить свой челябинский актив, от этих планов придется отказаться. Впрочем, по словам Николая Самодурова, это не означает, что «РусПромАвто» отказывается от возможного сотрудничества.