Рынок строительной техники
Рынок спецтехники в России продолжает развиваться, несмотря на санкции и экономические проблемы в стране.
По данным Ассоциации европейского бизнеса в I квартале 2018 года показатели роста составили более 40%. Этому способствует целый ряд факторов: строительство инфраструктурных объектов, стабильность горнодобывающих предприятий, государственная программа субсидирования, да и низкая база способствует хорошим показателям. Особенно это заметно на рынке землеройной техники. О ключевых трендах и перспективах отрасли рассказал Евгений Римский, менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia.
Факторы роста
По словам эксперта, рынок спецтехники в России в I квартале 2018 года демонстрирует рост 40%, а в некоторых сегментах и до 60%. Если сравнивать с аналогичными периодами последних нескольких лет, то спрос покупателей техники заметно вырос. Однако для того, чтобы выйти на уровень 2013 года, рынку все еще необходимо прибавить как минимум вдвое.
Два наиболее значимых фактора, которые усиливают спрос – это «эффект низкой базы» и некоторое восстановление экономики страны. С 2014 года покупатели вынужденно экономили на машинах, используя подержанные. Сейчас в результате естественного износа техники клиенты начали закупать новую технику, обновляя собственные автопарки.
Не стоит забывать о крупных государственных проектах, которые также влияют на продажи спецтехники. Если какой то подрядчик объявляет конкурс на несколько десятков машин, то это, конечно, вызывает всплеск спроса. В большей степени государство использует экскаваторы массой 30-40 тонн. Например, для проекта «Сила Сибири» продолжается пополнение парка техники машинами данного класса.
Тенденции
Евгений Римский отметил, что одной из основных тенденций на текущий момент можно назвать рост интереса к габаритным экскаваторам массой 18-20 тонн. Это вызвано ужесточением правил грузоперевозок. На транспортировку по дорогам общего пользования негабаритной спецтехники требуется дорогостоящее разрешение, получение которого может занимать две-три недели.
Без документального оформления перевозки техники компаниям грозит штраф в довольно крупном размере. Зачастую владельцам машин необходимо выполнить работу в сжатые сроки на нескольких удаленных площадках. Поэтому они отдают предпочтение мобильной технике, которую можно беспрепятственно транспортировать в течение нескольких часов.
Кроме того, за счет программы субсидирования от Минпромторга значительно выросло количество лизинговых сделок. Помощь государства получили компании, приобретающие в лизинг технику отечественного производства массой от 18 до 30 тонн: компенсация 10% от стоимости или до 1 млн. рублей. Рынок рассчитывает на субсидии от государства, которые в настоящее время предоставляются производителям российской продукции.
Наметилась тенденция по увеличению класса закупаемой карьерной техники. Пару лет назад компании рассматривали снижение класса используемой спецтехники, как способ вынужденного сокращения своих расходов. Иными словами, те предприятия, которые эксплуатировали экскаваторы грузоподъемностью 120 тонн, переходили на 85 тонн. Сейчас они возвращаются обратно на использование 120-тонных машин.
На рынке спецтехники востребованы универсальные машины, способные выполнять различные виды работ: копать, разрушать, измельчать и т.д. Сделать экскаватор универсальным для решения широкого круга задач позволяет дополнительные навески, устанавливаемые на машину. Поэтому стабильно высоким спросом пользуются гидромолоты, измельчители, гидроножницы и другое оборудование.
География продаж
Говоря о спросе на спецтехнику по крупным российским городам и регионам, представитель Hitachi отмечает стабильно высокий спрос на горные и строительные машины в Сибири и на Дальнем Востоке. Техника эксплуатируются для добычи полезных ископаемых и строительства объектов. В северных регионах растет спрос на модели среднего класса со спецификацией для холодного климата.
Покупатели обычно требуют, чтобы поставляемая им техника была оснащена предпусковым подогревателем двигателя Webasto, а также утепленной кабиной. Это позволяет беспрепятственно запускать машину в мороз, поддерживать необходимую производительность и исключает возможность простоя. А подогрев сиденья создает более комфортные условия для оператора.
Спрос на строительные машины высок в Москве и Санкт-Петербурге, где заметно растет возведение офисной, складской и жилой недвижимости. В городах с миллионным населением потребность в спецтехнике поддерживается за счет создания и обслуживания инфраструктурных объектов. Популярны колесные экскаваторы, привлекающие своей мобильностью и удобством транспортировки по городским дорогам.
Перспективы
Конъюнктура изменчива, поэтому говорить о радужных перспективах рынка спецтехники не приходится. В начале июня Правительство РФ все-таки приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора в среднем на 15%. По мнению эксперта, это, безусловно, замедлит наметившийся рост рынка строительной техники, ввиду того, что в итоге финансовая нагрузка ляжет на конечного пользователя.
В то же время, с ростом темпов обновления машинного парка возможен некоторый отток средств с рынка запасных частей. Скажется «омоложение» парка. Далее, появится конкурирующий источник снабжения. Поскольку изношенная до предела техника будет списываться, ее будут «утилизировать» путем разборки на запчасти для ремонта еще остающихся в строю машин.