Российские дилеры о продажах спецтехники в 2017 году
Согласно исследованиям Ассоциации европейского бизнеса, продажи дорожно-
строительной и спецтехники в 2017 году выросли на 49%, до 9 тыс. единиц. На долю
компаний, представленных в АЕБ, приходится 80% рынка. В большинстве своем это
иностранные бренды.
Среди отечественных марок - «Кранекс», «Четра», «Эксмаш», СП
«РМ-Терекс». Во всех сегментах рынка спецтехники наблюдалась положительная
динамика. Подросли продажи экскаваторов-погрузчиков на 66% (до 2 тыс. ед.),
гусеничных экскаваторов - на 51% (до 2,9 тыс. штук), колесных погрузчиков - на 42% (до
917 штук). Объемы реализации погрузчиков с бортовым поворотом выросли на 16%,
сочлененных самосвалов - на 39%, грейдеров - на 29%.
Эксперты отмечают, что, несмотря на уверенный рост продаж в 2017 году, рынку еще
далеко до уровня докризисных лет. Реализация спецтехники в прошлом году не
дотягивала 42% до уровня 2013 года. Для полного восстановления рынка необходимо
увеличение объемов продаж на 50%. По мнению специалистов отрасли, скорость возврата
на докризисные показатели не в последнюю очередь зависит от регулирующего
воздействия на рынок. Если инициативы по увеличению давления на производителей
реализуются, дальнейшее восстановление неизбежно замедлится. Представители крупных
российских дилеров в интервью «Экскаватор. Ру» оценили активность покупателей
спецтехники и общие итоги продаж в своих компаниях.
Специфика российского рынка спецтехники
ЗАО «ЛОНМАДИ» - поставщик дорожно-строительной, лесозаготовительной,
землеройной и грузоподъемной техники. С 1992 года является дилером английской
компании JCB.
Исполнительный директор ЗАО «ЛОНМАДИ», Андрей Петров считает, что
составляющими спроса в России являются характерные для развивающихся рынков
стремительный рост в фазе подъема и такой же резкий спад в фазе кризиса. По оценкам
специалистов «ЛОНМАДИ» отечественный рынок перешел в фазу роста, но довольно
сложно предсказать, насколько изменится динамика. Так, в конце 2016 года ведущие
игроки прогнозировали лишь небольшой подъем в 2017 году. В действительности в
компании отмечают существенный рост в регионах присутствия «ЛОНМАДИ» - более
90% за январь-сентябрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го (если
говорить о продажах строительных машин, представленных в продуктовой линейке JCB).
Управляющий продажами ДСТ «Русбизнесавто», Игорь Гнатышин, оценивает активность
покупателей как стабильно растущую. Ее не сравнить с уровнем 2012 года, но
потребители привыкают к высокому курсу валюты, и покупательская способность растет.
По сравнению с 2016 годом можно отметить, что продажи выросли более чем в два раза.
Одним из факторов роста является отложенный спрос. Пользователи долгое время
старались экономить, используя подержанные машины, однако со временем их число
сократилось в результате естественного износа. Сейчас сложно найти хорошую
подержанную технику, что заставило обратить внимание на новые машины.
Рост инвестиций - рост рынка
Дилерский центр «Русбизнесавто» - ведущий оператор на рынке продаж
спецтехники, обладатель сети современных станций технического обслуживания и
ремонта грузовой автотехники.
Оценивая строительный сезон 2017 года с точки зрения инвестиций, представитель
«ЛОНМАДИ» отмечает связь потребительского роста на спецтехнику с завершением
крупных инфраструктурных проектов. Спрос на оборудование зависит от целого ряда
причин, и инвестиции в строительный рынок являются лишь одной из них, хотя и
немаловажной. Помимо динамики изменения курсов валют, большую роль играют такие
факторы, как уверенность игроков рынка в завтрашнем дне, наличие у них
гарантированных заказов, действующие государственные механизмы регулирования
отрасли - требования по локализации, а также ввод утилизационного сбора,
выступающего в роли «заградительной» меры, призванной защитить отечественный
авторынок от дешевого импорта.
По словам Игоря Гнатышина, рынок дорожно-строительной техники напрямую зависит от
инвестиций в строительные проекты, и можно сказать, что после падения в 2016 г. сегодня
наблюдается рост. Основным локомотивом является строительство Керченского моста. В
цепочке генподрядчиков и субподрядчиков поучаствовали многие поставщики, в том
числе «Русбизнесавто». Кроме этого компания принимала участие в инфраструктурных
проектах в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу и ряде комплексных
строительств. Представитель компании «Агро-строительные технологии» оценивает 2017
год, как более удачный, по сравнению с предшествующим. Большие инвестиции были
направлены на такие крупные проекты как: Парк «Патриот», ЦКАД, строительство трассы
М-11 «Москва-Санкт-Петербург», расширение Калужского шоссе.
Нестандартные поставки
«Агро-строительные технологии» - один из крупнейших российских поставщиков
техники и запасных частей для АПК. С 2005 года является официальным дилером
американской компании John Deere.
Компания «ЛОНМАДИ» в прошлом году заключила партнерское соглашение с одним из
самых крупных игроков одного из крупных на рынке строительства объектов дорожной
инфраструктуры - АО «ВАД». Среди масштабных проектов компании - строительство
трассы «Скандинавия», Новоприозерского шоссе, дороги к Керченскому мосту, трассы
«Таврида», других федеральных дорог. «ЛОНМАДИ» отгрузило заказчику более 25
единиц техники JCB: экскаваторы массой 20 т, фронтальные погрузчики, мини-
погрузчики с бортовым поворотом и мини-экскаватор.
На вопрос о нестандартных поставках, представитель «Русбизнесавто» о совместных с
партнером SDLG испытаниях работы техники по заготовке древесины в Красноярском
крае. Исходя из потребностей и пожеланий клиентов, был разработан, испытан и запущен
в производство новый бревнозахват. Теперь российский дилер имеет возможность
поставлять полностью адаптированный для российских условий погрузчик с навесным
оборудованием. В компании «Агро-строительные технологии» отмечают поставку
продукции John Deere на строительство трассы М11, куда суммарно было отгружено
свыше 20 единиц техники.
В статье использованы материалы издания «Коммерсантъ», отраслевого портала
«Экскаватор. ру».