«Умные» ЦМК шины КАМА обещают выгоду для владельцев грузовых автопарков
ЦМК шины КАМА в обозримом будущем обзаведутся собственными «умными технологиями»: как обещает производитель – шинный комплекс «Татнефть» - цельномателлокордные покрышки ещё на этапе сборки будут оснащаться микродатчиком с радиочастотной идентификацией (тип RFID, Radio Frequency IDentification). Микрочип будет связывать шину с системой обработки данных, которая будет аккумулировать всю информацию о жизненном цикле покрышки – от схода с конвейера и до момента утилизации или переработки. В базе данных будет отмечаться каждый этап: изготовление, продажа, хранение на складе, периоды эксплуатации, ремонт, восстановление протектора и т.д.
Сама система обработки данных будет представлять собой облачную технологию с открытым интерфейсом, доступ к которой будет осуществляться через специальное мобильное приложение. Открытый интерфейс в свою очередь даёт возможность интеграции системы с другими программами и системами, что актуально для владельцев крупных автопарков, чья работа контролируется и фиксируется собственными аналитическими и учётными программами. Непосредственно считывание информации с микрочипа покрышки может осуществляться как за счёт ручных устройств, так и через стационарные антенны, установленные для удобства на въезде-выезде из автопарка. Последняя система очень распространена в Европе и, по заверениям производителей ЦМК шин КАМА, пользуется интересом и у российских клиентов, многие из которых уже ведут переговоры о внедрении аналогичных систем в собственных автопарках.
Как это работает? Расположенная на въезде в автопарк рамка-антенна уже с расстояния 10 метров считывает информацию с микрочипа конкретной шины, фиксирует время прибытия и отбытия транспорта, пробег и состояние покрышек, что позволяет не только усилить контроль над транспортом, но и значительно облегчить процесс его технического обслуживания. Ручное считывающее устройство в руках механика автопарка позволяет уточнять информацию на чипе, вносить корректировки, связанные с ремонтными работами, и так далее. Главное преимущество – возможность отслеживать степень износа шины и предсказывать необходимость её ремонта или восстановления протектора.
Цифровой паспорт шины
При сходе с конвейера чип ЦМК шины КАМА объёмом в 520 бит уже будет содержать всю техническую информацию, имеющую отношение к конкретной покрышке:
- дату изготовления
- типоразмер
- данные об изготовителе
- данные о материалах изготовления, технической схеме и так далее
По сути, эта информация будет дублировать маркировку и данные штрих-кода покрышки. Но в отличие от них микрочип не подвержен внешнему воздействию, не истирается и закрывается ободом колеса или парным колесом. Кроме того, как уже упоминалось, дополнительные данные остаются на усмотрение клиента: всю необходимую информацию на микрочип сможет записать автомеханик при наличии специального технического оборудования.
Именно покупка считывающих устройств повлечёт за собой расходы владельцев автопарков; стоимость самих ЦМК шин КАМА от наличия датчика RFID не изменится, уверяет производитель. При этом дополнительные траты на считывающие устройства компенсируются снижением эксплуатационных и сервисных расходов, связанных с устранением неполадок и заменой покрышек.
Оснащение покрышек микрочипами обещает сильно снизить аварийность грузового транспорта за счёт постоянного мониторинга состояния покрышек, который сделает прозрачным весь процесс эксплуатации шины. Кроме того, возможность отслеживания состояния шин значительно повысит оперативность и качество сервиса, связанного с обслуживанием шин. Оперативный обмен данными между заказчиком и производителем позволит последнему наравне с клиентом отслеживать состояние покрышек и вовремя планировать поставку и формировать заказ на новые шины или восстановление истёртого протектора. О необходимости этих работ клиенту будет направляться напоминание.
По словам производителей, внедрение микрочипов в ЦМК шины КАМА снизит риски нелегального оборота покрышек, а также их хищения. Считывающее устройство, установленное на выезде с предприятия или склада, сможет точно определять количество вывозимых автошин.
Первая отметка
Прототип «умных шин» комплекс «Татнефть» прошедшим летом представил на республиканском нефтяном саммите в Татарстане. Первые ЦМК шины КАМА с высокотемпературной пассивной RIFD меткой уже прошли испытание и показали рабочий частотный диапазон в 860-960 Mhz. Согласно данным проверки, микродатчик был встроен в боковину шины ещё на этапе сборки сырой покрышки; процесс вулканизации шина уже проходила с меткой.
Серийное производство ЦМК шин КАМА с внедрённой меткой производитель планирует запустить в ближайшем будущем – не исключено, что уже в скором времени все покрышки, сходящие с конвейера Нижнекамского завода цельнометаллокордных шин, будут оснащены подобными метками, после полноценного внедрения технологии в производство.
Сами микрочипы – китайского производства, на их поставку производитель подписал договор с крупным производителем мирового уровня Mesnac. Отмечается, что датчики будут соответствовать всем европейским требованиям. RFID-метки не требуют дополнительных батарей, не нуждаются в специальной подзарядке, поскольку они работают за счёт электромагнитных волн, возникающих во время передачи данных. Срок службы датчиков будет намного выше, чем у самих покрышек.
Проект «умная шина» - один из этапов по внедрению современных информационных технологий в шинное производство, что является стратегическим планом «Татнефти» в рамках концепции Индустрия 4.0. Эта концепция предполагает создание продуктов, процессов и целых предприятий на основе «умных» технологий. Производитель рассчитывает и на то, что у новой технологии будет социальная значимость: обеспечение безопасности дорожного движения и автомобильного транспорта.