Ситуация с аварийностью башенных кранов в Петербурге
То и дело приходится слышать сообщения о том, что вот опять на какой-нибудь стройке упал очередной башенный кран. И хотя, по мнению строителей и механизаторов, журналисты часто драматизируют ситуацию, все же нельзя не признать: состояние техники, которая работает сегодня на большой петербургской стройке, и нынешний уровень ее безопасности, мягко говоря, далеки от идеала.
Как сообщил на прошлой неделе, выступая на «круглом столе» «Состояние и пути обновления парка башенных кранов», начальник отдела грузоподъемной техники Управления СЗФО по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор, бывший Госгортехнадзор) Леонид Рыбников, ситуация с аварийностью башенных кранов в Петербурге в 2004 году обострилась.
Ростехнадзор сообщает о четырех крупных авариях в 2004 году. Так, 13 марта на объекте ЗАО «Компактстрой» (строительство культурно-развлекательного комплекса на пересечении улиц Звенигородской и Марата) произошло падение башенного крана КБР-1 (изготовлен в 1984 году), принадлежащего ЗАО «Управление механизации «Ремстройсервис». У крановщицы, которая чудом осталась жива, — травма головы и сотрясение мозга. Причина аварии — перегруз крана из-за неисправного ограничителя грузоподъемности, а также использование строителями емкости, непредназначенной для данного вида работ.
20 мая произошло падение башенного крана КБ-403 (изготовлен в 1990 году) в ЗАО «Киришский ДСК». Причиной аварии были признаны неудовлетворительное техническое состояние крана, а также не соблюдение технологии ведения работ.
10 августа на строительном объекте ЗАО «Новатор» (холдинг ЛенСпецСМУ) произошло падение башенного крана КБ-573 (изготовлен в 1977 году), принадлежащего Управлению механизации N3. Причина аварии — неисправность вследствие ненадлежащего выполнения технического обслуживания. 25-летний крановщик упал с высоты 60-ти метров и погиб. Детали металлоконструкций обрушились на бытовку с рабочими — в больницы попали 3 человека. В пресс-службе ЛенСпецСМУ нам сообщили, что, по их мнению, всю ответственность за происшедшее должен нести арендодатель. Впрочем, едва ли это касается находившихся в опасной зоне работы крана санитарно-бытовых помещений, где пострадали рабочие.
20 октября на территории, арендуемой ООО «Легат», произошло падение поворотной части крана-лесопогрузчика КБ-572 (изготовлен в 1990 году). Подняв лишь около полтонны лесоматериалов, он рухнул — оборвались крепежные болты. Бесхозный и неисправный кран эксплуатировало ООО «Неволес». Пострадал крановщик, получивший ушиб спины и головы.
В апреле 2003 года кран упал на строительстве жилого дома по аллее Котельникова (ЗАО «Петербургстрой-Сканска»). При подъеме железобетонной конструкции кран потерял равновесие и рухнул, упершись стрелой в землю. Крановщицу буквально выбросило из кабины, она скончалась на месте. Позже кран привалился к углу соседнего девятиэтажного здания.
Получить у компании-застройщика комментарий о причинах и последствиях этой аварии пока не удалось.
По словам Леонида Рыбникова, в последние годы не уменьшается и количество аварий в процессе монтажа и демонтажа кранов. На низком уровне и производственный контроль в строительных организациях, подчеркнул представитель Ростехнадзора.
По информации Ростехнадзора, основные причины аварий и травмирования людей — эксплуатация технически неисправных башенных кранов, не выполнение в полном объеме технических обслуживаний кранов и капитально-восстановительных ремонтов, нахождение складских, бытовых помещений и людей в опасной зоне перемещения груза и движущихся частей грузоподъемного крана, нарушение проектов производства работ и технологических карт производства работ грузоподъемными кранами.
Горе от УМа?
Стандартная ситуация: для того чтобы поднять груз потяжелее, приборы безопасности (ограничитель грузоподъемности) крана выводят из строя. Дальнейшая его судьба — в руках провидения, которое, увы, не всегда оказывается благосклонным. И чем значительнее износ крана, тем более непредсказуемыми оказываются последствия.
Строительная компания и предоставившая кран организация (управление механизации) обычно, винят в трагедии друг друга. Формально контроль за состоянием крана и приборами безопасности осуществляет УМ. Однако ясно, что несанкционированное использование техники, для которого крановщик и выводит из строя ограничитель грузоподъемности, едва ли происходит без ведома начальника стройки.
Отношения между строительными организациями и управлениями механизации нельзя назвать безоблачными. Строители бывают недовольны расценками УМов, случаются и конфликты на стройплощадке. Однако мало у кого из строительных компаний на сегодняшний день достаточно средств, квалифицированного персонала и уверенности в завтрашнем дне, для того чтобы отважиться на приобретение и содержание башенных кранов.
Приобретение Группой ЛСР Управления механизации N260 — единственный пока пример того, как крупный игрок на строительном рынке Петербурга взялся за развитие предприятия, эксплуатирующего грузоподъемную технику. Напомним, что в марте 2003 года Группа ЛСР приобрела 95%-й пакет акций ЗАО «УМ-260». По словам генерального директора управления механизации Аркадия Землинского, «это наилучший вариант, так как парк надо обновлять, а собственных средств нет».
Что касается других управлений механизации, то они решают проблему покупки новой техники, в основном используя лизинг.
Сколько в городе кранов, не знает никто
По данным Дмитрия Гончарова, заместителя генерального директора ООО Фирма «Опыт» (монтаж, ремонт, экспертиза и проектирование грузоподъемных кранов и крановых путей), в Петербурге сегодня работает около 450 кранов.
Впрочем, есть основания полагать, что цифра эта может быть и выше, так как не все работающие краны зарегистрированы. О том, в каком состоянии эти машины, свидетельствует октябрьская авария на ул. Тосина с участием бесхозного крана-лесопогрузчика, где причиной аварии стала изношенность крепежных конструкций.
Понятно, что состояние бесхозных кранов, их техническое обслуживание и ремонт никак не контролируются. Но не все так благополучно и с техникой, существующей вполне официально. По информации Госгортехнадзора, техническое обслуживание и капитально-восстановительный ремонт эксплуатирующие кран организации не всегда проводят в срок и в требуемом объеме.
А ведь есть еще и очень старые краны, безопасность которых — факт чисто статистический и определяется подбрасыванием монетки. Везет, к сожалению, не всегда. По словам Леонида Рыбникова (Ростехнадзор), на сегодняшний день в городе около 160 кранов, возраст которых превышает 20 лет. Все они, по мнению Рыбникова, требуют списания и замены, даже если какие-то из них и могут быть признаны безопасными.
Главное, что некоторые из этих явно устаревших машин с точки зрения безопасности были неудачными с самого начала. Тем не менее, они продолжают использоваться, так как на них есть спрос. Во многих случаях управления механизации попросту не могут предложить строителям никакой альтернативы, поэтому идут на риск, продолжая сдавать в аренду старые и ненадежные машины, вместо того чтобы списать их.
Тяжелое наследие 90-х
С 1990 до 2000 года в Петербурге не было зарегистрировано ни одного нового башенного крана. Во многом это было связано с резким сокращением объемов строительства. Так, по словам Дмитрия Гончарова (фирма «Опыт»), если в 80-е гг. в Ленинграде ежегодно возводилось ок. 4 млн. кв. м жилья (строительство которых обеспечивали 2 тыс. башенных кранов), то к 1992–1993 гг. этот показатель упал до 300 тыс. кв. м. Краны за ненадобностью выводились из эксплуатации и консервировались.
Рост строительства, наметившийся к концу 90-х, и возникший в результате дефицит башенных кранов пришлось восполнять покупкой подержанной техники в тех регионах, где строительство остановилось вовсе. Тогда же стали появляться и подержанные машины западных производителей, ввезенные из-за границы.
Дело в том, что на тот момент отечественные краностроительные производства пребывали по большей части в плачевном состоянии. Не получили еще развития и лизинговые схемы, позволяющие приобретать дорогую новую технику. Российские заводы стали возрождаться лишь недавно. Так, например, Нязепетровский завод из небытия к активной работе был возвращен ОАО ТД «Уралкран» буквально за последние полтора года. Что же касается лизинга, то в этой сфере он получает распространение только теперь.
Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «Управление механизации 3» Александр Кравчук, «последние пять лет основной целью закупок техники было восполнение количественной составляющей после кризисного десятилетия. Сейчас подошел момент, когда механизаторы уже имеют возможность заботится о качестве предоставляемой техники. Кроме вопроса безопасности это решает и чисто экономические вопросы, так как новая техника позволяет существенно сокращать эксплуатационные расходы».
Объемы строительства жилья в Петербурге в этом году должны превысить 1,5 млн. кв. м, а в следующем достигнут, по прогнозам, двухмиллионной отметки. Значит, пока растет и спрос на краны. Вместе с тем, многие строительные компании переживают сейчас не лучшие времена. Дальнейший рост строительства оказывается под вопросом из-за ожидаемой стабилизации спроса на жилье, а также нехватки обеспеченных инженерной инфраструктурой пятен под застройку. Естественно, в таких условиях инвестиции в приобретение новой строительной техники становятся более рискованными.
Обновление парка башенных кранов все же происходит. Так, в этом году, по данным Ростехнадзора, было зарегистрировано 68 новых машин. Однако из-за дороговизны техники (новый кран отечественного производства в зависимости от модели обойдется покупателю в сумму от 4 до 15 млн. рублей) и неясности перспектив строительного рынка темпы обновления не достаточно высоки для того, чтобы изменить ситуацию в одночасье.
Производить или импортировать?
По данным экспертов фирмы «Опыт», структура рынка новых башенных кранов в Петербурге за последние два года выглядит следующим образом: 30% проданных кранов приходятся на иностранных производителей, 30% — краны Ржевского краностроительного завода, 30% — продукция Механического завода (Санкт-Петербург), 5% — краны, произведенные Нязепетровским краностроительным заводом, 5% — краны Одинцовского завода. Всего за это время петербургскими компаниями было приобретено около 150 новых башенных кранов.
В приведенных данных обращает на себя внимание достаточно высокий спрос на продукцию иностранных производителей. И действительно, по некоторым параметрам (скорость перемещения грузов, шумность, энергопотребление) эта техника оказалось привлекательной, несмотря на относительно высокие цены.
Не все, однако, так оптимистично настроены в отношении кранов зарубежного производства. По мнению Дмитрия Гончарова (фирма «Опыт»), эта техника не всегда приспособлена для того, чтобы работать в условиях нашей зимы. Кроме того, приобретая ее, мы попадаем в зависимость от иностранных производителей запасных частей, которые также достаточно дороги.
Несмотря на высокие цены, некоторые компании отдали предпочтение импортной технике. Так «Северная высота» (созданная в составе группы «Союз» для предоставления строителям услуг по использованию высотных башенных кранов) сделала ставку на немецкие краны Liebherr (на сегодняшний день их у компании 12 штук). Впрочем, как подчеркивает генеральный директор «Северной высоты» Елена Журавлева, выбор был обусловлен не столько даже техническими соображениями: когда два года назад создавалась фирма и закупалось оборудование, никто из российских производителей не был готов предложить такие же удобные условия по рассрочке.
Впрочем, вполне вероятно, в ближайшее время ситуация на рынке изменится. Российские производители возрождаются и достаточно активно осваивают этот рынок, привлекая потребителей гибкой ценовой политикой и вкладываясь в разработку новых моделей.