Владимир Потанин будет контролировать большую часть российского экспортоориентированного машиностроения
Юридически сделка по слиянию крупнейших российских машиностроительных компаний будет завершена осенью 2004 года. По мнению наблюдателей, руководство ОМЗ получит примерно 17% в объединенной компании, а доля «Силовых машин» должна составить 37%. Еще одним совладельцем нового холдинга будет компания Siemens (2,5%). Остальные доли будут распределены между миноритарными акционерами и институциональными компаниями.
По мнению аналитиков, под контролем группы Владимира Потанина оказалась очень большая группа российских машиностроительных предприятий во главе с двумя наиболее успешными внешнеэкономическими объединениями: «Энергомашэкспорт» и «Атомстройэкспорт». Причем даже те предприятия, которые формально являются независимыми, будут координироваться новым суперхолдингом через экспортные контракты.
Речь идет в первую очередь об энергетическом, атомном, и, в меньшей степени, нефтегазовом машиностроении. Характерно, что в отличии, например, от автомобилестроения или станкостроения, все эти подотрасли машиностроения во многом ориентированы на экспорт. Предполагается, что постепенно новый суперхолдинг будет наращивать и экспорт вооружений и боевой техники, постепенно наступая на пятки бывшему монополисту госкомпании «Росвооружение».
Наблюдатели положительно оценивают создание такого конкурентоспособного на мировом рынке холдинга, а особенно, приход к руководству ОМЗ Евгения Яковлева, имеющего большие личные заслуги в развитии российского промышленного экспорта. По мнению экспертов, бывший руководитель ОМЗ Каха Бендукидзе больше не вернется в машиностроительный бизнес.