КАМАЗ набирает обороты
Российский гигант грузового автомобилестроения – КАМАЗ – отчитался о росте доли своей продукции на рынке грузовых автомобилей до 46,6% за январь-июль 2013 года при одновременном падении продаж за этот период на 11,3%.
Среди причин падения реализации в компании назвали вступление РФ в ВТО и общее замедление темпов экономического роста. Между тем о факторах роста доли рынка КАМАЗа, стратегии компании и ее новинках с RAISE.ru побеседовал руководитель пресс-службы ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев.
— Олег Петрович, что же стало причиной увеличения доли рынка компании за отчетный период? Какие факторы этому способствовали?
— В целом, в России за семь месяцев этого года продажи грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн упали на 34% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В большей степени снизился спрос в сегменте магистральных тягачей (-40%), где КАМАЗ занимает долю 2%. Сегмент магистральных тягачей – это треть рынка. В остальных сегментах, где КАМАЗ хорошо представлен, падение было не таким сильным.
Кроме того, в конце 2012 года можно было наблюдать рост ввоза автомобилей, который давил на рынок в виде остатков, что повлекло к сокращению импорта.
Следует отметить, что сократился импорт автомобилей из Китая, благодаря мерам противодействию "серому импорту", то есть ввозу машин экологического стандарта Евро-2 по документам Евро-4. Это позволило нарастить продажи в сегменте тяжелых самосвалов. В итоге, КАМАЗ за январь-июль нарастил долю в сегменте самосвалов с 44% до 75%.
При этом в начале года стартовала акция по снижению цен на АБС, автомобилям с КМУ, самосвалам.
Вместе с тем КАМАЗ делает свою продукцию доступнее, совершенствуя финансовый сервис – с начала 2013 года "Лизинговая компания "КАМАЗ" вывела на рынок новый продукт "Выгодная рассрочка".
Для минимизации рисков до конца 2013 года стартовала акция по реализации с начала августа и до конца этого года самосвальной автомобильной техники КАМАЗ с проведением для покупателей разового технического обслуживания ТО-2500 (в интервале 1000-5000 км) и первого технического обслуживания ТО-1 за счет средств компании.
Рост доли КАМАЗа на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн достигается также за счет обновления модельного ряда, непрерывной работы с субъектами товаропроводящей сети по выполнению стандарта дилера.
Кроме того, стоит отметить, что основу клиентов КАМАЗа составляют лояльные потребители, в том числе, корпоративные. С ними также постоянно ведется активная работа – в процессе многолетнего тесного сотрудничества "КАМАЗ" создал комплекс маркетинга для каждого из них. Свой положительный вклад в увеличение доли рынка вносит возросший спрос на нашу газовую автотехнику.
Совместно с заводами – изготовителями спецтехники постоянно проектируются новые модели спецтехники.
— Снизилось ли за январь-июль производство машкомплектов КАМАЗа?
— Производство машкомплектов КАМАЗа за семь месяцев упало на 25% по сравнению с январем-июлем 2012 года.
— Какую экономическую и производственную стратегию КАМАЗ как крупнейший отечественный производитель грузовиков выработал в сложившихся экономических условиях (замедления темпов экономического роста, вступления России в ВТО)? Какие шаги предпринимает КАМАЗ для повышения конкурентоспособности своей продукции?
— КАМАЗ ежегодно актуализирует программу стратегического развития предприятия и, конечно же, вступление России в ВТО, решение об уплате утилизационного сбора и общее замедление экономического роста в данной программе учтены.
Среди мер повышения конкурентоспособности продукции, руководство компании выделяет расширение и обновление модельного ряда продукции, рост объемов выпускаемой продукции, инвестиции в обновление производственных мощностей, проведение акций.
Одновременно компания работает над снижением издержек и, следовательно, себестоимости продукции. Таким образом, в сложившихся условиях КАМАЗ как социально-ориентированное предприятие рассчитывает продавать свою продукцию по конкурентоспособным ценам, при этом делая минимальной нагрузку на конечного покупателя.
— В операционном отчете компании за семь месяцев было упомянуто о высоких продажах бортовых автомобилей КАМАЗ-43118 и самосвалов КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-6520. Почему, на Ваш взгляд, эти модели популярны у покупателей?
— Бортовые автомобили КАМАЗ-43118 и самосвалы КАМАЗ-65115 и 6520 — хиты наших продаж не первый год.
КАМАЗ-43118 — популярнейший полноприводный грузовик в России и СНГ благодаря своей высокой проходимости и комфорту. Он эффективно используется в нефтегазовой отрасли и других сферах, где преимущества этого грузовика, обусловленные внедорожными качествами, раскрываются наиболее полно. На автомобиле установлен современный двигатель КАМАЗ мощностью 300 л.с. При этом улучшаются такие важные потребительские качества как экономичность, скоростные и динамические качества автомобиля.
Высокие продажи самосвалов КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-6520 объясняются улучшением потребительских качеств автомобилей, так и проведением рекламных акций на данные модели. Начиная с 2013 года, на все автомобили КАМАЗ устанавливаются двигатели уровня Евро-4, ресурс автомобилей увеличился до 700 тыс. км, а межсервисный пробег достиг 50 тыс. км.
Самосвал КАМАЗ-65115 занимает первое место среди самосвалов, предназначенных для перевозки навалочных и насыпных грузов. Самосвал грузоподъемностью 15 тонн и объемом кузова 10 м3, на наш взгляд, является самым оптимальным вариантом при использовании на строительной площадке.
Модель КАМАЗ-6520 широко применяется в строительной отрасли. Самосвал надежный, с прочной конструкцией, простой и недорогой в обслуживании, хорошо адаптирован к условиям работы в северных регионах. Имеет мощные аккумуляторы и генераторы, обеспечивается обогрев кузова. Коробка передач ZF позволяет достичь высоких тягово-динамических свойств при высокой грузоподъемности автомобиля.
Кроме того, КАМАЗы имеют высокую ремонтопригодность и унифицированные запасные части, а главное — их доступность, что позволяет с минимальными затратами совершать обслуживание автомобиля. Также не следует забывать и о широкой сервисной сети и наличию запасных частей.
— Сегодня многие отечественные и западные производители коммерческого транспорта и спецтехники говорят о росте конкуренции со стороны китайских "коллег". Можно ли считать проблему актуальной для продукции КАМАЗа?
— Проблема актуальна для рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн в целом, и продукция КАМАЗа не исключение. Причина такого расклада – в демпинговых действиях китайских "коллег", причем со стороны определенных марок с нарушением российского законодательства, массово происшедших в 2012 года. Грузовики китайского производства, импортируемые на территорию России, довольно часто имеют проблемы с сертификацией, и не соответствуют требованиям экологических стандартов, действующих в РФ. Поставщики автомобилей, действующие по "серым" схемам, очень изобретательны, поэтому данная проблема не решается локально, а требует непрерывной работы, в которой КАМАЗ уже принимает активное участие.