Техника "Тонар": идеи из жизни
Российский производитель автомобилей и прицепной техники "Тонар" с успехом выступил на прошедшей в июне в Москве специализированной выставке "Строительная техника и технологии/СТТ-2013". На выставочном стенде компании красовались три новейшие машины: автомобиль-самосвал модели Тонар-652801 с боковой разгрузкой с колесной формулой 8х6, тягач Тонар-6428 с обновленным самосвальным полуприцепом Тонар-9523 (с задней разгрузкой) и полуприцеп с боковой разгрузкой Тонар-95236.
О технических особенностях этих машин, работе над ними, дальнейших производственных планах "Тонара" и прогнозах динамики рынка строительной техники RAISE.ru рассказал технический директор компании Юрий Павлович Вайнштейн.
— Прицепы, разработанные специалистами "Тонара" часто отличаются оригинальной конструкцией, так, например, изюминкой стенда на СТТ стал самосвал с боковой разгрузкой Тонар-652801. Расскажите, пожалуйста, о работе над этой машиной. Как возникла идея внедрить боковую разгрузку самосвала и в чем преимущества этой технологии? Этот концепт уникален на российском рынке или есть аналоги? В какой сфере наиболее успешно можно применить преимущества боковой разгрузки?
— Все конструкции изделий завод берет из жизни. В 2012 году в нашем районе начали строительство объездной автодороги. Там, где строительство дорог – там перевозка песка и щебня. Песок, как правило, берут из местных карьеров, а вывезти его оттуда непросто – в сырую погоду машина вязнет, в сухую – зарывается в песке. Наше АТП оперативно вводилось в стройку. Было решено попробовать использовать на вывозе песка из карьера самосвал с колёсной формулой 8x6 и карьерный самосвал. Оба самосвала были спроектированы и изготовлены в короткие сроки. У обоих примерно одинаковый объем кузова - 24 м3. (у автомобиля 8x6) и 25 м3 (у карьерного самосвала) И тот, и другой показали себя очень неплохо при испытаниях. На одном мы применили боковую разгрузку (свал слева), на карьерном же — свал только назад.
Концепция 8x6, конечно, далеко не нова и ее применяют многие производители при изготовлении автомобилей, предназначенных для работы в труднопроходимых условиях. В Северной Америке, Канаде, например с такой колесной формулой делают лесовозные автопоезда.
В нашей линейке будут самосвалы 8x6 как с боковой разгрузкой, так и с задним свалом. С боковой разгрузкой машины получаются более дорогие, но они безопаснее и удобнее в работе. Водителю не надо выходить из кабины, он может контролировать со своего места всю разгрузку, так как свал идет на левую сторону. Кроме того, не надо выбирать ровную площадку, не надо расцеплять автосцепку перед выгрузкой.
— На СТТ компания представила полуприцеп Тонар-95236 также с кузовом скругленной формы, боковой разгрузкой, и гидравлическим тентом. В чем преимущества скругленной формы кузова?
— При проектировании самосвальной техники конструктор должен учитывать следующие факторы: малый вес кузова, быстрота растентовки, безопасность разгрузки и отсутствие залипания груза. Самая идеальная форма кузова — полукруглая. Груз залипает в углах кузова, следовательно, углов быть не должно!
Однако нам приходится учитывать пожелания наших заказчиков о перевозке попутного груза, а это не всегда сыпучий груз, это могут быть паллеты, плиты, кирпич, сваи.
Изначально мы использовали полукруглую форму, так называемый, halfpipe, что, согласно проведенному нами опросу, было неудобно для перевозки попутного груза. Статистика показала, что наиболее удобен большинству перевозчиков полукруглый, который мы сейчас и изготавливаем.
— Какие еще оригинальные решения в прицепной и грузовой технике реализует "Тонар"?
— Прежде всего, завод в своих разработках стремится создавать такие автопоезда или прицепную технику, которая смогла бы выполнить все условия, все требования при перевозке. Мы сделали специальную таблицу, которая учитывает все моменты, такие как: характеристики мест, где идет загрузка, чем загружаются машины, какие используются весы и т.п. Из этих требований и рождаются порой самые необычные решения. Так было, например, когда мы приняли решение перейти от пластмассовых крыльев на резиновые, и еще в массе случаев..
— С 2008 года компания активно развивает направление прицепной сельскохозяйственной техники. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом направлении деятельности завода. Какие последние разработки специалистов "Тонара" в этой сфере?
— По сельскохозяйственному направлению мы постоянно модернизируем существующие модели, это и зерновозы, и скотовозы, и картофелевозы, и тракторные прицепы. Также планируем расширение модельного ряда: будут выпущены новые полуприцепы по перевозке крупного рогатого скота, перегрузчики зерна и свеклы, новые прицепы для перевозки птицы и многое другое.
— Планирует ли "Тонар" развивать новые направления в своей деятельности?
— В планах завода – приобретение песчаного карьера, перевозка песка и щебня, выпуск карьерной техники, строительство дорог, расширение сервиса.
— Сегодня специалисты говорят о стагнации в мировой экономике в целом и на рынке спецтехники и коммерческого транспорта в частности. Находит ли отражения ли подобная тенденция в продажах и производстве "Тонара"? Если да, то какие шаги компания предпринимает для улучшения ситуации? На какого покупателя ориентируется?
— Слухи о стагнации в мировой экономике несколько преувеличены. Нет такого роста, как в 2000-х годах – это факт. Нужно менять что-то на рынке.
Время, когда выпускались одни и те же прицепы и автомобили, подходит к концу. Под каждого клиента, под каждый маршрут следует делать свои автопоезда, следить за себестоимостью перевозок, быть подготовленными гораздо лучше перевозчиков в вопросах технологии перевозок, включать в основную комплектацию то, что ранее предлагалось в виде опций, снижая время перевозок.
В нашей стране не может быть стагнации, т.к. очень много импорта по всему рынку автоперевозок. Вступить в конкурентную борьбу, попытаться ее выиграть — это нелегкая задача, но, на мой взгляд, выполнимая. Чтобы выиграть конкуренцию нужно, прежде всего, иметь очень хорошую конструкцию, технологию, и хороший сервис. А все остальное – это производные от этих трех составляющих.
На заводе идет техническое перевооружение — автоматизируется сварка, меняются машины плазменной резки, это — десятки миллионов долларов инвестиций. К сожалению, смазки приходится использовать все импортные. Хотелось бы работать на наших, но, такого качества Россия пока не делает, хотя мы будем надеяться, что скоро будет.
При этом "Тонары" работают на дорогах от Калининграда до Сахалина, от Архангельска до Ташкента. Мы продаем технику в Украину, Белоруссию, Узбекистан, Казахстан и Монголию.
— Можете ли дать небольшой прогноз по динамике рынка прицепной техники на 2013 год? Что, на Ваш взгляд, ждет рынок этой спецтехники во втором полугодии?
— На мой взгляд, 2013 год будет не самый лучший по продажам прицепной техники.
Особенные проблемы вижу где-то в ноябре-декабре. А вот в 2014 году думаю, что начнется рост продаж.