Илья Ильич Ивашков (1923–1996 г.г.)
Проблемы создания и эффективного применения средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ имеют важнейшее государственное значение, оказывают непосредственное влияние на технический прогресс во всех отраслях экономики, поскольку указанные работы являются неотъемлемой частью технологии любого производства, связаны с реализацией важнейшей социальной задачи освобождения человека от тяжелого непроизводительного ручного труда.
Крупный вклад в решение этих задач, а также в развитие научно-технической деятельности в этой сфере внес Заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор доктор технических наук Илья Ильич Ивашков (1923–1996 г.г.).
И.И. Ивашков родился 2 августа 1923 г. в деревне Дракино Смоленской области. В 1940 г. он с отличием окончил среднюю школу и в том же году поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, которое окончил в 1946 г. по специальности «Подъемно-транспортные сооружения». С 1946 г. по 1960 г. работал в головном Всесоюзном научно-исследовательском институте подъемно-транспортного машиностроения ВНИИПТМАШ. Со времени основания в 1960 г. возглавлял Центральное конструкторское бюро цепных передач и устройств. С 1971 г. — на преподавательской работе во Всесоюзном заочном политехническом институте (ВЗПИ, в настоящее время Московский государственный открытый университет). С 1992 г. одновременно с работой в вузе осуществлял научное и практическое руководство созданным по его инициативе научно-производственным предприятием «Подъемтранссервис».
За время работы во ВНИИПТМАШ И.И. Ивашков выполнил большой комплекс исследований по созданию основ конструирования и усовершенствования многих видов подъемно-транспортной техники. Их результаты, обобщенные в научных трудах, публикациях и книгах «Подъемники», «Эскалаторы», «Контактная прочность», «Машины непрерывного транспорта» (1-е и 2-е издания), «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин» (1-е и 2-е издания), «Элементы объемных гидроприводов» и др., оказали существенное влияние на совершенствование конструкций и эффективное использование многих видов подъемно-транспортной и военно-транспортной техники. Особенно значительное влияние эти работы оказали на развитие эскалаторо-, лифто- и конвейеростроения — основных технических средств транспортирования людей и массовых грузов. В частности, И.И. Ивашковым на основе его капитальных исследований изнашивания реальных машин разработаны более долговечные конструкции бегунков и настилов эскалаторных ступеней, обоснована возможность многократного продления сроков службы тяговых цепей эскалаторов, выявлены и устранены причины катастрофического изнашивания механизмов шлюзовых затворов. Благодаря этому в несколько раз увеличены периоды между капитальными ремонтами указанных машин и механизмов, что обеспечило нормальное функционирование метрополитенов и судоходных каналов в условиях непрерывного возрастания объемов перевозок.
Работая начальником Центрального конструкторского бюро цепных передач и устройств при Всесоюзном научно-исследовательском и проектно-технологическом институте угольного машиностроения — ВНИИПТУглемаш, а с 1964 г. по 1971 г. заместителем директора этого института по научной работе, И.И. Ивашков руководил большим комплексом исследований и инженерных разработок, связанных с кардинальным повышением технического уровня производства шарнирных цепей, горнодобывающей и горно-транспортной техники.
Разработанные им в эти годы научные и инженерные основы конструирования, обеспечения надежности и экономичности шарнирных цепей явились новым научным направлением в этой области техники и способствовали существенному ее прогрессу. На основе его капитальных работ (монографии — «Исследование работы тяговых пластинчатых цепей», «Пластинчатые цепи», «Новое в конструировании и технологии производства цепей», «Цепные передачи», «Шарнирные цепи», а также докторская диссертация и многочисленные публикации) под его руководством и при непосредственном участии разработаны новые стандарты на все виды шарнирных цепей, новые конструкции цепей и технологии их изготовления, осуществлена реконструкция массового производства цепей на десятках предприятий страны. В результате этого продукция указанных предприятий была выведена на уровень лучших мировых образцов, что обеспечило существенный прогресс во многих отраслях техники — традиционных потребителях шарнирных цепей (подъемно-транспортное, строительно-дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, производство мотоциклов, велосипедов и др.).
Существенный вклад в этот период И.И. Ивашков внес в совершенствование конструкций, технологий и производства скребковых конвейеров, комбайнов, стругов, механизированных крепей, горно-режущего инструмента и особенно значительный — в конструкции, технологии и наращивание производства высокопрочных круглозвенных цепей — основного элемента многих из указанных машин. Его заслуги в этой области были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.
Выдающимся является вклад И.И. Ивашкова в решение проблемы комплексной механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ. Возглавляя с 1977 г. Научный совет ГКНТ СССР, а с 1989 г. — Комитет по указанной проблеме при Правлении Союза НИО СССР, работу ряда государственных комиссий по оценке и повышению технического уровня подъемно-транспортной техники, он непосредственно руководил формированием и реализацией государственной научно-технической политики и программ по этой важнейшей межотраслевой научно-технической проблеме. Новые подходы к решению проблемы, сформулированные в его монографии «Подъемно-транспортное оборудование. Современное состояние развития механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ и технических средств их выполнения» (в трех томах), а также в многочисленных публикациях, получили отражение в правительственных документах и были положены в основу работы над концепцией долгосрочного прогноза развитию комплексной механизации и автоматизации указанных работ.
Заведуя почти четверть века (с 1971 г. по 1996 г.) кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» в ВЗПИ, И.И. Ивашков внес большой вклад в подготовку научно-технических кадров по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Он автор четырех учебников. Учебник по сформированному им новому учебному курсу «Монтаж, эксплуатация и ремонт ПТМ» содержит ряд оригинальных разделов, отражающих его личные научные достижения в области инженерных методов обеспечения надежности машин. По многим специальным учебным курсам им разработаны учебные программы, положенные в основу их обновления. Кафедрой, руководимой И.И. Ивашковым, подготовлено более 1000 инженеров-механиков, а им лично — 12 кандидатов наук. Большую работу по совершенствованию подготовки инженеров и научных кадров для сферы создания и использования подъемно-транспортной техники и средств механизации и автоматизации он осуществлял в качестве одного из руководителей научно-методического совета Минвуза по специальности «Подъемно-транспортные машины», члена ряда научных советов по присуждению ученых степеней, а также в экспертных советах ВАК СССР по машиностроению и транспорту.
Крупный вклад в развитие многих областей инженерной науки, техники и технологии И.И. Ивашков внес своей многогранной и плодотворной изобретательской деятельностью. Широкое внедрение его изобретений на сотнях предприятий многих отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства обеспечило существенный прогресс в развитии ресурсосберегающих транспортных систем в мельнично-элеваторной, комбикормовой, мукомольной промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.
И.И. Ивашков — автор 217 печатных работ, в том числе 32 изобретений, 19 зарубежных патентов, более 20 монографий и учебников, а также более 150 рукописных научных работ и инженерных разработок.
В целом своей научной, инженерной, педагогической и общественной деятельностью И.И. Ивашков внес выдающийся вклад в инженерную науку, технику и технологии, что способствовало техническому прогрессу многих отраслей промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства.
Человек неординарного склада мышления, обладающий обширными знаниями во многих областях инженерной науки и практики, ученый с широкими взглядами на пути развития технического прогресса, деятель с масштабным государственным подходом к решению проблем создания и эффективного применения новых технических средств и технологий, Илья Ильич Ивашков всегда был доступен и демократичен в общении, обладал острым взглядом на происходящее и неиссякаемым чувством юмора, легко и конкретно откликался на просьбы о помощи, имел фантастическую работоспособность, необычайную производительность и завидную результативность, которые практически не зависели ни от его настроения или состояния духа, ни от многочисленных внешних обстоятельств, ни даже от состояния здоровья — постоянная готовность Ильи Ильича к труду вызывала удивление и восхищение всех, кому довелось его знать. Таким энергичным, полным творческих сил и намерений, в расцвете интеллектуальных возможностей, он оставался до последнего часа, когда неожиданная нелепая случайность оборвала его жизнь.