Ваш регион: Россия
  • Аналитика
  • Лизинг коммерческих автомобилей: рынок может продолжить рост в регионах

Лизинг коммерческих автомобилей: рынок может продолжить рост в регионах

Первое полугодие для рынка лизинга коммерческого транспорта прошло стабильно: крупнейшие лизинговые компании отметили небольшой рост данного сегмента своего бизнеса. В прогнозах на второе полугодие лизингодатели сохраняют сдержанный оптимизм, делая ставку на регионы и планы крупных европейских производителей.

Стабильность первого полугодия

По данным специалистов компании "Солид-Лизинг", рынок лизинга коммерческих автомобилей в первом полугодии 2013 года стабильно развивался, а динамика продаж этого типа машин в лизинг показала незначительный рост.

Тем временем, продажи самого коммерческого транспорта в России упали: по итогам пяти месяцев 2013 года продажи грузовиков сократились примерно на 15%, сообщили в Европлане — одной из крупнейших лизинговых компаний РФ. Эти данные резко контрастируют с цифрами 2010-2012 гг., когда объемы реализации коммерческого транспорта росли (например, в 2012 году было реализовано 360 тыс. грузовых автомобилей — на 9,5% больше, чем в 2011 году).

Однако динамика продаж машин в лизинг напрямую не зависит от динамики продаж автомобилей в целом. "Атомобильный рынок в целом показывает скорее некоторую стагнацию, продажи идут "рывками", — отмечают эксперты "Солид-Лизинг". — Но в период общей неопределенности экономической ситуации все большее количество игроков на рынке закупок коммерческого транспорта обращаются к помощи финансовых инструментов приобретения техники".

В результате, при существующем снижении объема продаж коммерческой техники в среднем от 8% до 40% как в Европе, так и в России (по данным "ВТБ-Лизинга"), ведущие производители активно развивают дополнительные каналы продаж, в том числе, и через взаимодействие с лизинговыми компаниями. Сейчас резко увеличилось количество программ, позволяющих выгодно приобрести технику и призванных стимулировать спрос, заметили специалисты Европлана.

"Можно отметить положительную динамику спроса в сегменте автолизинга, что обусловлено отсутствием у лизингополучателей свободных оборотных фондов на ее покупку, — комментирует Вячеслав Михайлов, директор по развитию бизнеса управления автолизинга "ВТБ Лизинг". — По нашим данным, от 50-80% коммерческой техники покупается в лизинг. В лизинговом портфеле компании ВТБ Лизинг 65% составляют сделки по легковому транспорту и 35% — по коммерческому, включающему грузовой транспорт, LCV и спецтехнику".

В приоритете средний ценовой сегмент

Самыми востребованными типами коммерческого транспорта стали грузовые фургоны и бортовые грузовики. "Такая техника чаще всего используется транспортными компаниями, а также в сфере торговли" — объясняет Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Европлан

Так, по данным "ВТБ-Лизинга", в период с января по июнь 2013 года в категории LCV наиболее востребованы были фургоны, бортовые автомобили, "каблучки", которые используются для перевозки малого объема груза; из грузового сегмента — магистральные грузовики, тягачи, грузовики с различными типами надстроек, самосвалы.

Что касается предпочтений по маркам, то в сегменте LCV, по статистике "ВТБ-Лизинга", клиенты предпочли следующие марки: ГАЗ, Ford , Hyundai, Peugeot, Volkswagen, Isuzu, Citroen, Fiat и технику китайского производства. Из грузовых автомобилей — марки КАМАЗ, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, MAN, DAF, МАЗ, китайские производители.

В целом, на рынке в сегментах LCV и грузового транспорта можно видеть тенденцию к покупке в лизинг продукции иностранного производства среднего ценового сегмента. Традиционно самыми востребованными машинами на российском рынке остаются грузовики отечественного производства, а для магистральных перевозчиков остаются в приоритете европейские марки

"В московском регионе клиенты предпочитают брать в лизинг коммерческую технику импортного производства среднего ценового сегмента. В то время как в регионах клиенты больше ориентированы на технику отечественного производства, что связано с быстрой ее окупаемостью и низкой стоимостью владения», — отметил Александр Петров, директор по продажам в Московском регионе управления автолизинга "ВТБ Лизинг".

Однако сейчас можно отметить тенденцию возрастания спроса на китайские грузовики. Особенно это касается сегмента средне- и крупнотоннажных машин, подтверждают лизинговые компании.

Прирост ввоза в Россию, например марки Shacman (Shaanxi), вырос почти в три раза, до 9,7 тыс. машин. Это марка обогнала в 2012 году "большую семерку" европейских производителей. Значительно выросли объемы продаж и марок CNHTC, Foton, FAW.

"Китайские автопроизводители извлекли уроки, качество китайской техники увеличилось в разы. Важный момент — китайскими производителями был сделан акцент на послепродажном обслуживании. Покупатели стали отмечать открытие новых сервисных центров по всей территории России. И это самый верный шаг со стороны производителя, так сказать «на встречу» клиенту", — комментирует Александр Михайлов.

Ставка на регионы

Тем не менее, прогнозы крупнейших лизинговых компаний остаются сдержанно-оптимистичными. По мнению специалистов "ВТБ-Лизинга", рынок лизинга коммерческих автомобилей продолжит расти особенно в региональном направлении. "Стоит отметить, что этот вид автомобилей обладает высоким уровнем ликвидности и интересен как предмет лизинга, что неизбежно ведет к усилению конкуренции в данном сегменте лизинга за счет появления новых игроков. И чем выше будет уровень такой конкуренции, тем выгоднее условия будут предлагаться лизингополучателям", — комментирует Вячеслав Михайлов.

При этом на рынке коммерческих автомобилей российские производители занимают доминирующее положение, однако иностранные компании постепенно увеличивают свою долю в объеме продаж. "Сейчас мы видим замедление всего рынка в целом, но с уверенностью можно сказать, что львиную долю сохранят за собой отечественные производители грузовиков, — замечает Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Европлан. — Сейчас есть остро стоящие вопросы, такие как претензия ВТО к пошлинам, установленным для ввоза иностранных автомобилей на территорию России".

По мнению топ-менеджера Европлана, есть позитивные надежды, связанные с решением крупных европейских производителей развивать дилерские сети и промышленные зоны — об этом ранее заявили MAN, Volvo и Scania. Однако текущая рыночная ситуация и общая нестабильность в европейской зоне могут выступать сдерживающими факторами для реализации планов этих компаний.

Raise.ru 08.10.2013