Экспозиция «ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ» на выставке «ПРОМЭКСПО-2002. Технология из России»
20–23 мая 2002 года в Москве на ВВЦ прошла очередная восьмая выставка «ПРОМЭКСПО-2002. Технология из России», где среди разрозненных предприятий различного профиля выгодно выделялся коллективный раздел подъемно-транспортного машиностроения, занявший около половины всей экспозиции.
С инициативой подготовки данного специализированного показа и основным его организатором, а также организатором проведения на базе выставки 5-го всероссийского семинара-практикума «Подъемно-транспортная техника, внутризаводской транспорт, склады» выступило научно-производственное предприятие «Подъемтрансвервис», которое в нынешнем году отметило 10-летие своего создания. Наряду с известными предприятиями, занимающимися производством подъемно-транспортных машин (ОАО «Кран-Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца», ОАО «Подъемтрансмаш» и др.), на выставке был представлен ряд предприятий, ранее работавших исключительно на военно-промышленный комплекс. Так, Санкт-Петербургский 55 металлообрабатывающий завод, ранее специализировавшийся на выпуске нестандартного оборудования для объектов Министерства обороны, второй год подряд представил каталог с номенклатурой широкой гаммы мостовых кранов, консольных кранов, подвесных и опорных кран-балок. Савеловское машиностроительное ОАО «САВМА–СМЗ» представило вышку на пневмоколесной передвижной тележке. Рычажно-ножничный механизм подъема обеспечивает грузоподъемность 500 кг при максимальной высоте подъема 9200 мм. Вышка предназначена для строительно-монтажных работ. Характерно, что стоимость этой вышки составляет около 7500 $, в то время как аналогичные зарубежные механизмы, представленные в мае этого года на выставке «Строительная техника и технологии», проводившейся в Москве на Ходынском поле, имеют цену порядка 17500 $.
Отрадно, что представленные на выставке экспонаты в значительной степени экспонировались впервые и отражали современные тенденции развития подъемно-транспортного машиностроения: монтаж, техническое обслуживание, ремонт, модернизация подъемно-транспортных машин, а также обеспечение заказчиков широким набором средств малой механизации. Подробные каталоги на свое оборудование (элеваторы, ленточные, винтовые и скребковые конвейеры) представил Белохолуницкий завод; паспорта-описания на свою продукцию (ленточные конвейеры, электротали и др.) — Полевской машиностроительный завод. Каталоги на портальные, мостовые и козловые краны показало ОАО «Азовмаш». Кроме традиционной номенклатуры им была представлена также машина для погрузки мешков в крытые железнодорожные вагоны и кузова других транспортных средств. Мешкопогрузочная машина имеет производительность 1200 мешков в час, высоту подъема (подачи) мешков 3 м. Габаритные размеры одного мешка 250х400х800 мм, его масса 50 кг. НПП «Подъемтранссервис» предложил кроме своей традиционной продукции (тормоза для подъемно-транспортных машин, гидротолкатели, все виды цепей и др.) набор каталогов на различные виды подъемно-транспортного оборудования. Грузоподъемные магниты различного назначения и исполнения (на траверсах для длинномерных грузов, электромагнитные грейферы, малогабаритные электромагнитные захваты, железоотделители и др.) представили Псковское ООО «ТЭСО электромагнит» и Кировское ООО «Кранокомплект», последнее представило также канатные и моторные грейферы различного назначения. Уфимское ЗАО «Кран-сервис» и его дилеры в Москве и в Пышме показали широкую гамму грузозахватных приспособлений для бочек, труб, листов проката, ящиков, пакетов стройматериалов и другого назначения; различные траверсы, а также легкие козловые, консольные, стреловые краны, строительные подъемники и другую грузоподъемную технику.
Большую номенклатуру дешевых грузозахватных приспособлений и устройств представила минская «Стройиндустрия»; украинское ЗАО «Запорожкран» предлагало свою обычную широкую номенклатуру; Слуцкий авторемонтный завод из Беларуси показал опорные и подвесные кран-балки грузоподъемностью до 5 т, электрические тали грузоподъемностью 2; 3,2 и 5 т, а также ручные шестеренные тали. Болгарские производители были представлены ЗАО «Подъем». Широкую номенклатуру комплектующих для подъемно-транспортных машин — одно-, двух- и трехступенчатые цилиндрические; двух- и трехступенчатые коническо-цилиндрические; червячные редукторы; мотор-редукторы; зубчатые, упругие втулочные, пальцевые, фрикционные и обгонные муфты представило ОАО «Майкопский редукторный завод».
Системы и приборы управления и безопасности для грузоподъемных кранов показали ООО «Фирма «Радук», ООО «Сила +», ОАО «Системэнерго» и ООО НПП «ЭГО». В этой области достигнуты значительные успехи. Так, помимо созданных малогабаритных носимых пультов радиоуправления различными грузоподъемными кранами и механизмами, ООО «Фирма «Радук» решает вопросы радиоуправления путевыми машинами; электровозами-толкателями и железнодорожными толкателями (реверсивными лебедками); механизмами речных шаланд (перегружателей). В последнем случае удается управлять механизмами перегрузки на судне-перегружателе с буксировочного судна. Система безопасности грузоподъемных кранов ОНК-140, эспонированная на выставке ООО НПП «ЭГО», помимо основного своего назначения — отключения механизмов крана при его перегрузке — имеет встроенный регистратор параметров (блок телеметрической памяти), в котором фиксируется информация о режимах нагружения крана в процессе его эксплуатации. Считывается информация с помощью специального устройства, обрабатывается на персональном компьютере.
Проведенный семинар продолжил традицию регулярных встреч специалистов России и зарубежных стран, работающих о области подъемно-транспортной техники и технологий (ПТТиТ). В текущем году значительно увеличился и улучшился количественный и качественный состав участников. В их числе более 100 специалистов от 63 предприятий, фирм, учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана, Болгарии, Германии. Это известные много лет кампании, новые, созданные в последнее десятилетие фирмы и предприятия, прочно утвердившие себя на рынке ПТТиТ, а также научные и конструкторские организации, высшие учебные заведения, коммерческо-сбытовые структуры, сервисные предприятия, многие из которых были упомянуты выше.
В создание необходимых условий и организацию работы выставки и семинара внесли значительный вклад Департамент промышленной и инновационной политики в машиностроении Министерства промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки) и Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Участники семинара особо отметили вклад в организацию семинара и коллективного тематического раздела выставки НПП «Подъемтранссервис», подтвердили полезность подобных мероприятий, позволяющих восстановить, наладить и укрепить научно-технические, производственные, коммерческие и информационные связи между предприятиями. Информационную поддержку семинара обеспечили журналы «Подъемно-транспортное дело», «Безопасность труда в промышленности», «Подъемно-транспортное оборудование», «Вира-майна». На семинаре были рассмотрены вопросы состояния и развития машиностроительного комплекса страны в 2002–2003 годах, инвестиционной политики и практики в этих отраслях экономики (доклад Минпромнауки РФ), исследования и создания новых подъемно-транспортных машин и их компонентов, организации производства и совершенствования технологии, сервисного обслуживания, модернизации, ремонта, безопасной эксплуатации оборудования, информационного обеспечения этой работы.
Большое внимание было уделено стандартизации, совершенствованию методов испытаний подъемно-транспортной техники и грузозахватных приспособлений, развитию измерительной и диагностической аппаратуры. Представители ряда фирм и предприятий, в том числе недавно созданных, рассказали об основных направлениях своей деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услугах, организации работы с партнерами и заказчиками. На семинаре и стендах выставки состоялись многочисленные плодотворные встречи, беседы, контакты, переговоры специалистов, которые будут способствовать повышению эффективности их работы.
Участники семинара-практикума поручили НПП «Подъемтранссервис» завершить работу по созданию Российского подъемно-транспортного союза, проработать вопрос организации и проведения специализированной выставки «Подъемно-транспортная техника и технологии» в 2003 году. Признано целесообразным с целью координации работ и повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции подъемно-транспортного машиностроения просить Минпромнауки РФ определить ведущую организацию в сфере ПТТиТ, наделив ее правами государственного научно-технического центра России. В заключение следует отметить, что проведенные выставка и семинар свидетельствуют о вовлечении в состав производителей подъемно-транспортного оборудования все новых заводов и фирм, расширении номенклатуры и типоразмерных рядов отечественных подъемно-транспортных машин и комплектующего их оборудования, а также о повышении их технического уровня.