Рынок коммерческого транспорта и спецтехники: динамику производства определят состояние мировой экономики и меры господдержки сектора
Динамика производства коммерческого транспорта и спецтехники в уходящем 2012 году показала умеренно-позитивный результат: выпуск грузовых автомобилей в России за январь-октябрь 2012 года вырос только на 1,4% в годовом сопоставлении, до 172 тыс. единиц, по данным Росстата. Производство автобусов в России за десять месяцев 2012 года поднялось на 37,9% до 45,3 тыс. единиц, сообщили исследователи рынка.
Производство спецтехники, в свою очередь, стагнирует. Так, по данным профильного Комитета Союза машиностроителей России, в течение января-октября 2012 года в среднем наблюдается постепенное снижение выпуска тракторной, сельскохозяйственной, коммунальной и дорожно-строительной техники: если по итогам работы за январь рост производства в среднем составлял 26%, то по итогам октября он остался на уровне 2011 года. Тем временем, за январь-ноябрь только производство экскаваторов упало на 4,7%, до 1,8 тыс. машин, сообщает Росстат.
Причины
Основной причиной снижения выпуска данных видов техники стало вступление России во Всемирную торговую организацию, объяснили RAISE.ru специалисты Союза машиностроителей России. Особенно это отразилось на выпуске сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, считают эксперты.
Напомним, что в августе 2012 года после почти семнадцати лет переговоров Россия стала 156-м членом ВТО, созданной для либерализации международной торговли и, как следствие, улучшения экономического состояния государств-членов. Однако вступление России в ВТО вызывает множество споров относительно последствий для отечественной экономики в целом и рынка техники в частности. Так, с одной стороны, присоединение к ВТО предполагает такие преимущества как потенциальное снижение цен на ряд товаров, приход в страну иностранного капитала и увеличение экспорта за счет снижения таможенных пошлин. С другой стороны, эксперты замечают, что российская экономика может пострадать от вступления в ВТО из-за введения Единого таможенного тарифа (ЕТТ), принятого в августе этого года.
"Производители сельхозтехники стали ждать, что им даст ВТО, и намного снизили количество покупаемой отечественной сельскохозяйственной техники, поэтому на предприятиях скопилось большое количество нереализованного товара. Кроме того, производители были вынуждены укорачивать трудовую неделю, иногда даже останавливать производство на несколько недель. Все это и привело к снижению в течение 2012 года выпуска спецтехники", – пояснили в Союзе машиностроителей России.
Прогноз-2013
Что касается прогнозов на будущий год, то, как считают эксперты, ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от таких факторов, как общее состояние мировой экономики и меры государственной поддержки отечественных производителей в условиях ВТО.
Так, если в 2012 году удалось избежать серьезных глобальных кризисных явлений, то грядущий год может оказаться менее позитивным, предполагают в "Инвесткафе". "Тревожные нотки макроэкономического характера все отчетливее проявляются в различных сферах, – замечает Кирилл Маркин, аналитик компании. - Более того, проблемы Европы и США остаются нерешенными, а, следовательно, еще рано задвигать их на задний план. Учитывая вышесказанное, ждать восходящей динамики от большинства рынков товаров и услуг, по меньшей мере, смело. В частности продажи грузового автотранспорта, в лучшем случае, будут демонстрировать практически нулевую динамику".
Союз машиностроителей России, в свою очередь, подчеркивает важность государственной поддержки отечественных производителей тракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники в следующем году.
"Ни одна экономика мира, вступая в ВТО, не прекращает поддерживать базовые отрасли и технические направления. Страны просто меняют формы этой поддержки", - отмечают специалисты Союза машиностроителей.
Напомним, что с 1 сентября 2012 года Правительство РФ ввело утилизационный сбор на ввозимые в страну и произведенные на российской территории транспортные средства. Такое же предложение, касающееся утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожно-строительную и лесозаготовительную технику, внес на рассмотрение в Госдуму первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Гутенев.
"Утилизационный сбор планируется ввести вследствие уменьшения ставок ввозных таможенных пошлин на эти виды техники. Если этого не произойдет, то на наш рынок хлынет импортная "бэушная" техника, что приведет к снижению производства отечественных машин", - подводят итог в Союзе машиностроителей.
Динамика продаж
В отношении продаж спецтехники и коммерческих автомобилей прогноз аналитиков чуть более оптимистичен. Поддержку рынку, по мнению экспертов, оказывает в основном инфраструктурное строительство, в частности, олимпийская стройка в Сочи, где полным ходом идет работа, как над реализацией государственной программы, так и над частными инвестиционными проектами. На этом фоне растет спрос на легкий и тяжелый грузовой транспорт.
"В 2014 году ожидается большой наплыв туристов в регион, что обусловлено проведением Олимпийских игр, а поскольку в дальнейшем предполагается активная коммерческая эксплуатация возведенных спортивных объектов, то туристический трафик будет, в идеале, только расти. Именно на это и рассчитывает частный строительный бизнес", - объясняет аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин.
Согласно исследованию аналитической компании АСМ-Холдинг, продажи коммерческого транспорта в России в январе-октябре этого года выросли на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, до 330,4 тыс. единиц, оставаясь, тем не менее, слабее уровней докризисного 2008 года. Напомним, что темпы роста продаж грузовиков в 2008 году составили 22,6%.
Помимо Олимпиады 2014 года нельзя недооценивать значение для российского рынка коммерческого транспорта и спецтехники предстоящего в 2018 году Чемпионата мира по футболу, который тоже пройдет в России. "В данном случае также повышается активность государственного и частного сектора, поскольку строительство спортивных и обслуживающих объектов будет происходить в крупных российских городах. Два этих фактора окажут весомое влияние на отечественный рынок грузовой и спецтехники в среднесрочной перспективе", - резюмирует Кирилл Маркин.