Объем сделок по лизингу коммерческого автотранспорта в 2013 году продолжит расти
Уходящий год для российского рынка лизинга коммерческих автомобилей оказался умеренно-позитивным – рост объема сделок с данным типом транспорта в 2012 году по сравнению с 2011 годом может составить 12,5% при увеличении объема сделок по лизингу легковых автомобилей на 22%, а автотранспорта в целом − на 20%. Такой прогноз RAISE.ru озвучили специалисты компании "Европлан".
Однако темпы роста рынка лизинга коммерческих автомобилей во втором полугодии текущего года оказались несколько ниже, чем в первом, замечают эксперты. Такая тенденция связана с ухудшением динамики авторынка в России, вызванной, в свою очередь, нестабильной ситуацией в мировой экономике, а также введением в РФ утилизационного сбора.
В результате, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за три квартала 2012 года продажи тяжелых грузовиков в России снизились на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, тогда как продажи средних грузовиков выросли на 11%, а легких коммерческих автомобилей – на 9% год к году.
Тем не менее, данные цифры и тот факт, что лизинг традиционно является гибким инструментом для обновления и модернизации основных средств бизнеса, говорят о сохранении позитивной динамики на рынке лизинга коммерческого транспорта, считают аналитики. Так, большая часть лизинговых сделок по сегменту коммерческих автомобилей пришлась именно на тяжелый транспорт (более 3,5 тонн).
"Но все же необходимо учитывать наличие серьезных макроэкономических факторов, тормозящих рост мирового хозяйства, а, следовательно, и снижение активности бизнеса, что в перспективе будет оказывать отрицательное влияние на число сделок финансовой аренды", - напомнил аналитик компании "Инвесткафе" Кирилл Маркин.
Оптимистичные прогнозы
В целом, рост рынка лизинга коммерческих автомобилей в России в 2013 году продолжится, считают представители лизинговых компаний. В частности, в "Европлане" прогнозируют увеличение сегмента автолизинга в целом на 10-15% по итогам 2013 года.
Одни из основных причин сохранения восходящей динамики – повышение доступности лизинга как финансового инструмента и, как следствие, рост его популярности среди предпринимателей. "Лизинг используют все большее количество российский предпринимателей и предприятий, что говорит о возрастающей потребности в развитии основных средств производства, в которых автотранспорт является одним из определяющих", - поясняет Алексей Лещенко, директор департамента развития продуктов компании "Европлан".
Кроме того, по мнению специалиста, благоприятно на развитие рынка, может повлиять снижение таможенных пошлин на транспортные средства, связанное с вступлением России в ВТО. "Это даст новые возможности для автопроизводителей, и новое предметное поле для диалога с автолизинговыми компаниями", - считает г-н Лещенко.
Оптимистичного прогноза по динамике рынка автолизинга придерживаются и в "Газпромбанк Лизинге" - менеджмент компании видит высокий потенциал увеличения объема сделок по лизингу грузовых и легковых автомобилей. Так, по итогам девяти месяцев 2012 года в России доля рынка лизинга автотранспорта составляет 17%, тогда как аналогичный показатель в Европе равен 42%.
"Такое высокое проникновение автолизинга в Европе объясняется не только структурой перевозок, где в отличие от России, большую долю занимают автомобильные перевозки, но и развитием продуктов по лизингу автотранспорта (в частности, продуктов оперативного лизинга, лизинг корпоративного автопарка, автолизинг для физических лиц), - комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг". - Российские лизингодатели только начинают предлагать своим клиентам не просто финансовые услуги, но и лизинг с сопутствующим набором сервисов. При этом спрос на услуги подобного рода довольно существенный".
Кроме того, важным драйвером роста сегмента лизинга автотранспорта является прогноз продаж легкового и грузового автотранспорта. Эксперты отмечают, что в перспективе ближайших трех лет среднегодовой темп прироста продаж автомобилей составит 12%, что говорит о достаточно серьезном потенциале для развития лизинга в этом сегменте. В результате розничный сектор по лизингу коммерческих авто продолжит рост, резюмируют эксперты ИК "Церих Кэпитал Менеджмент".
Спрос на лизинг спецтехники, в частности, строительной, также может показать позитивную динамику в наступающем году, уверены участники рынка. "В стране продолжается масштабное строительство: идет подготовка к Олимпиаде в Сочи в 2014 году, Чемпионату мира по футболу в 2018 году и др., - напоминает Максим Агаджанов. - Это значит, что спрос на такое имущество в ближайшие несколько лет сохранится".
Сдерживающие факторы
Между тем, одним из сдерживающих факторов роста спроса на лизинг автотранспорта может стать размер ставки рефинансирования, которую ЦБ РФ уже увеличил на 0,25 процентных пункта в сентябре этого года – до 8,25% годовых. "Несмотря на то, что в декабре этого года ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне, действия регулятора играют определяющую роль в размере ставки удорожания предмета лизинга, поскольку лизингодатели также привлекают финансирование "со стороны" и осуществляют операции на рынке капитала", - напоминает Кирилл Маркин.
Кроме того, во многом определять состояние рынка автолизинга в следующем году продолжат и события в глобальной экономике, в которых Россия играет важную роль. Напомним, что Россия уже официально вступила в ВТО и сейчас правительство ведет активную работу в отношении разработки защитных мер для отечественной экономики , которые бы не противоречили нормам интеграционного блока, что также может сказаться на состоянии отечественной экономики в целом и ее сегмента лизинговых услуг в частности.