ВТО и грузовой автопром: без резких перемен
В августе 2012 года после почти семнадцати лет переговоров Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Данное объединение создано для либерализации международной торговли и, как следствие, улучшения экономического состояния государств-членов. Однако вступление России в "клуб" вызывает множество споров относительно последствий для отечественной экономики в целом и автопрома в частности.
С одной стороны, присоединение к ВТО предполагает такие преимущества как потенциальное снижение цен на ряд товаров, приход в страну иностранного капитала и увеличение экспорта за счет снижения таможенных пошлин. "Вступление России в ВТО будет иметь в средне- и долгосрочной перспективе положительный эффект для Российской Федерации - многие иностранные компании будут больше инвестировать в Россию, что в свою очередь приведет к росту рабочих мест, развитию новых технологий", - заявил RAISE.RU генеральный директор ООО "ДАФ Тракс Ру" Ари Хендрикс.
С другой стороны, эксперты замечают, что российская экономика может пострадать от вступления в ВТО из-за введения Единого таможенного тарифа (ЕТТ), принятого в августе этого года.
Так, согласно ЕТТ, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6% до 7,5-7,8%, что может повлечь снижение цен на ряд импортных товаров. На этом фоне, как ожидается, количество ввозимых товаров вырастет, а спрос на российскую продукцию ввиду высокой конкуренции, напротив, снизится. В частности, одной из наиболее подверженных риску отраслей российской экономики эксперты называют автопром, в том числе и грузовой - в силу усиления конкуренции для отечественных машиностроителей со стороны иностранных компаний.
"Фактически для российской промышленности после вступления в ВТО наступают тяжелые времена, так как конкурировать с зарубежными производителями станет еще сложнее. Это напрямую касается автопрома в целом", - комментирует старший аналитик финансовой группы БКС Игорь Краевский.
В частности, после вступления в ВТО Россия должна снизить таможенные пошлины на ввоз грузовых автомобилей и тракторов до 15% с 20-25% на определенные виды данных транспортных средств.
Между тем единственным плюсом вступления России в ВТО для отечественного автопрома является только гипотетическая возможность улучшения качества продукции в конкурентной борьбе, считают участники рынка. "Усиление конкуренции способно привести к техническому усовершенствованию автомобильной отрасли в России в целом", - считает Ари Хендрикс.
Аналогичного мнения придерживаются и эксперты "Инвесткафе". "В долгосрочной перспективе усиление конкуренции, при грамотной государственной политике поспособствует развитию автопрома. Кроме того, глобально вступление в ВТО поспособствует экономическому росту и как следствие реальному доходу населения, что, в свою очередь, будет влиять на темпы роста автомобильного рынка, - комментирует аналитик компании Андрей Шенк. – Тем не менее, конкуренция будет усиливаться постепенно, по мере того, как будут снижаться пошлины. Однако на уровень конкуренции влияют и другие факторы, например, такие как увеличение производственных мощностей на территории РФ".
Ужесточения конкурентной борьбы не исключают и сами игроки грузового авторынка РФ, как отечественные, так и зарубежные. "Конкуренция на рынке всегда очень высокая и будет только обостряться. Для производителей – это трудная, но нормальная ситуация, а для потребителей – это хорошо", - считает Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса компании "Рено Тракс Восток".
Между тем, для того, чтобы выжить в условиях ужесточения конкуренции, российские машиностроительные компании создают альянсы с зарубежными производителями, которые, в свою очередь, получают готовые мощности и льготы от правительства. Так, подобное сотрудничество развивают "АвтоВАЗ" – с Renault-Nissan, Sollers – с Ford и Mazda, Группа "ГАЗ" – с Volkswagen, General Motors и Daimler. "Сотрудничество с иностранными партнерами позволит освоить лучшие стандарты мировой автоиндустрии и применить их для дальнейшего развития собственного модельного ряда продукции предприятий", - прокомментировали в Группе "ГАЗ".
В компании считают, что первоначальный период адаптации может стать тяжелым для тех предприятий, которые не готовы к внедрению современных международных стандартов и к игре по новым правилам. "С другой стороны конкуренция открывает новые возможности, которые мы должны использовать для выхода на зарубежные рынки. У российских производителей на данный момент есть ряд преимуществ перед иностранными, которые важно развивать", - заявили в пресс-службе ГАЗа.
Так, среди преимуществ российских игроков можно назвать распространенные дилерские сети, доступность запчастей и сервиса, а также приспособленность техники к отечественным условиям эксплуатации.
Кроме того, поддержку, как российским производителям грузовиков, так и иностранным компаниям, которые открыли производства в России, должно оказать введение с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора. Данный сбор предполагается взимать с производителей и импортеров при ввозе в страну новых, а также бывших в употреблении автомобилей. В итоге, в настоящее время сниженные после вступления России в ВТО таможенные пошлины в сочетании с применением утилизационного сбора для иностранных производителей более или менее балансируют друг друга, отметил Ари Хендрикс.
В результате, как считают участники рынка, на цене грузового автомобиля для конечного потребителя сложившаяся ситуация не отразится – ощутимой динамики цен на коммерческий транспорт не ожидается. "Существенного снижения цен на грузовики вряд ли стоит ожидать, так как введение утилизационного сбора будет компенсировать снижение импортных пошлин", - подтверждает Игорь Краевский.
Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса компании "Рено Тракс Восток" и вовсе считает, что вступление в ВТО принципиально не отразится на российском автопроме. "Некоторое снижение таможенных пошлин де-факто компенсировано утилизационным сбором, который платят импортеры, поэтому цены значительно не изменятся. Я думаю, что возможно некоторое перераспределение долей рынка, но оно вряд ли будет радикальным. Единственно, что принципиально изменяется – это фактический запрет на ввоз подержанных грузовиков, поскольку на них установлена запредельно высокая ставка утилизационного сбора. Верим, что это положительно скажется на продаже новых грузовиков. Тем не менее, для всех нас, гораздо важнее – какая будет ситуация в экономике России", - резюмирует г-н Шарапанюк.