Побег из Китая
Рост антияпонских настроений в Китае заставил компании из Японии сократить производство продукции или временно приостановить работу в Поднебесной. Не обошла стороной эта тенденция и участников рынка спецтехники и коммерческого транспорта - Китай временно покинули Komatsu, Hitachi, Toyota Motor, Nissan Motor и другие.
В частности, крупнейший производитель строительной техники Komatsu приостановил производство на трех заводах в провинции Шаньдун. Между тем японский производитель экскаваторов Hitachi 17 сентября приостановил деятельность своего завода в Аньхое на две недели, отозвав при этом двадцать три рабочих на родину.
Японский автомобильный бизнес также не отстал от "коллег" из строительной отрасли: Toyota Motor и Nissan Motor уже перевели свои круглосуточно работающие заводы на дневную смену, а Honda Motor только задумывается об этом шаге. Вместе с тем Toyota приняла решение прибавить к государственным выходным дням для японских предприятий в Китае, приходящимся на 30 сентября-8 октября, еще три дня. В свою очередь Nissan приостанавливает деятельность предприятий в Китае с 27 сентября по 8 октября. Всего, как рассчитал Reuters, японские автомобилестроители за последнюю неделю потеряли около $250 млн, сократив производство в целом на 14 тыс. машин.
Спорная территория
Напомним, что причиной антияпонской "истерии", охватившей сотни китайских городов, стало обострение отношений между Пекином и Токио из-за ситуации с островами Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Недовольство китайцев вызвал факт покупки японским правительством трех островов (спорный архипелаг состоит из пяти островов) у частных владельцев 11 сентября 2012 года за $26 млн.
Пекин настаивает на том, что архипелаг Сенкаку принадлежит КНР, так как он был открыт китайцами в 1371 году, но отошел к Японии по итогам Первой китайско-японской войны 1894-1895 годов, согласно Симоносекскому договору. Однако после того как Япония проиграла во Второй мировой войне, то лишилась земель, вошедших в состав ее территорий с конца XIX века. В итоге, архипелаг Сенкаку и остров Окинава контролировались США с 1945 года, но в 1970-х годах Вашингтон вернул эти территории Японии. В то же время в районе Сенкаку были обнаружены месторождения нефти и газа.
Покупка японцами островов возмутила население Китая и привела к погрому магазинов, предприятий японских компаний. Вместе с тем ВМС Китая отправили в японские территориальные воды вблизи островов одиннадцать патрульных кораблей, что в Токио назвали беспрецедентным шагом.
Повод для "бегства"
Тем не менее, некоторые эксперты предполагают, что социальные проблемы явились не причиной, а скорее поводом для "бегства" японских компаний из Поднебесной. В частности японский бизнес мог испугаться очевидного замедления темпов роста экономики КНР – второй крупнейшей в мире после США. Так, по расчетам HSBC, в августе этого года индекс производственной активности КНР составил 47,6 пункта по сравнению с 49,3 пункта в июле. Индекс потребительских цен, в свою очередь, составил в минувшем месяце 2%, чуть поднявшись с минимума июля в 1,8%, однако оказавшись ниже июньского и майского уровней в 2,5% и 3% соответственно.
При этом аналитики прогнозируют, что экономика Китая замедлится, в том числе, и из-за антияпонских протестов. Отметим, что в течение последних тридцати лет годовой рост экономики Китая составлял в среднем 10% и лишь в 2011 году снизился до 9,2%. При этом аналитики американского банка Morgan Stanley ухудшили прогнозы роста ВВП Китая на 2012 год с 8% до 7,5%, а на 2013 год - с 8,6% до 7,9%.
В итоге, участники рынка могут сделать вывод, что экономика КНР миновала стадию своего активного роста. Так, в 2005 году в Китае также проходили массовые антияпонские протесты, однако это не отразилось на японском бизнесе в стране. Отметим, что ВВП Китая в тот год поднялся на 9,9%.
"Думаю, что цепочка рассуждений китайских промышленных компаний такова: экономика замедляется, может нарастать социальное беспокойство - так не лучше ли его направить в русло активизации национального духа, – комментирует старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. - Зависимость Японии от экономики Китая больше, по крайней мере, китайских инвестиций в Японии просто нет. С 2005 года в Китае развилось и собственное машиностроение. Потери японцев могут сыграть на руку в ряде случаев китайским производителям автомобилей. В итоге Китаю могло показаться, что игра стоит свеч".
Куда податься?
Сегодняшнее "охлаждение" китайской экономики не могло не коснуться и бизнеса производителей спецтехники. Так, представит
ели Komatsu в начале сентября отметили, что заводы компании использовали в работе лишь 30% мощности из-за замедления спроса на спецтехнику в Поднебесной. "То же самое, возможно, касается и закрытия заводов Hitachi", - считает Олег Душин.
Предположение о том, что постепенное замедление темпов роста китайской экономики является истинной причиной приостановки производств, выглядит вполне правдоподобным и для экспертов "Инвесткафе". "В отношении Hitachi совершенно очевидно, что причиной приостановки производства в Китае является падение спроса на строительную технику, который компания отмечала ещё в июле, - комментирует аналитик компании Андрей Шенк. - В Komatsu также заявляют, что динамика спроса не способствует повышению темпов производства, и это, в свою очередь, явилось причиной для временного закрытия трёх заводов компании в провинции Шаньдун".
Аналогичного мнения придерживаются и в ИК "РУСС-Инвест". "Если кризисные явления в экономике Китая будут нарастать, объемы производства будут сокращаться естественным путем. Китай все активнее теряет привлекательность как площадка для размещения производства – многие американские компании переводят заводы в Латинскую Америку из-за роста издержек экономического и политического характера", - замечает заместитель начальника отдела фондового рынка инвесткомпании Дмитрий Кулешов.
Кроме того, в качестве других "спокойных" площадок для производства японские компании могут выбрать Корею, Тайвань, Филиппины, Индонезию, Вьетнам и, наконец, саму Японию. "Японские компании решили сфокусироваться на внутреннем рынке, который, в свою очередь, ждет рост в связи с восстановлением после потрясения, вызванного аварией на АЭС Фукусима в марте 2011 года", - прокомментировал управляющий активами брокерской компании AForex Сергей Ковжаров.
Поиски компромисса
Однако, на данном этапе можно сказать, что приостановка производства в Китае не выгодна ни Японии ни Китаю, так как в прошлом году торговый оборот между странами составил около 264 млрд евро, и ранее Пекин и Токио намеревались этот показатель увеличить.
Кроме того, рынок коммерческого транспорта и спецтехники Китая по-прежнему остается одним из самых крупных и быстро растущих в мире, и естественно, что если уйдут одни производители – на их место придут другие. "От остановки «японцев» может выиграть такой гигант рынка спецтехники как Caterpillar и другие производители из Европы и Америки", - считает Олег Душин.
Вместе с тем локальные перебои в работе не окажут существенного долгосрочного влияния на деятельность японских компаний, считают экономисты. Однако, как предполагают эксперты Инвесткафе, финансовые результаты японских машиностроительных компаний во втором полугодии будут не такими хорошими, как в первом.
"Стоит отметить, что компания Hitachi увеличивала общий объем продаж в первую очередь за счет наращивания в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где львиную долю занимает Китай", - комментирует Андрей Шенк. Между тем, по оценкам инвестиционной группы Goldman Sachs, Nissan получает около 30% своей годовой прибыли в Китае, тогда как Toyota – 17%, а Honda - 15%.
Что касается влияния последних событий непосредственно на китайских производителей спецтехники, то, в целом, уход "японцев" избавляет их от лишней конкуренции на внутреннем рынке. Тем не менее, пострадать могут те компании, которые организовывали совместные производства с японскими производителями, в том числе и Shantui, занимающий около 70% китайского рынка спецтехники – ранее компания открыла совместное предприятие с Komatsu.
Таким образом, несмотря на то, что в конфликте между Китаем и Японией сильна политическая сторона, она, тем не менее, не является основной, предполагают исследователи рынка. Однако именно политическая нестабильность не позволяет делать точные прогнозы по дальнейшему развитию ситуации – как скоро "японцы" вернуться на китайский рынок спецтехники, сказать трудно. "Я думаю, что сначала страны должны восстановить взаимоотношения на политическом уровне, а потом уже на экономическом. Однако в этой ситуации может сыграть заметную роль фактор мировой экономической нестабильности, который побудит страны прекратить конфликт ради сохранения роста экономики", - предполагает Андрей Шенк.