Коммерческие авто: рост рынка и китайская экспансия
В России за первое полугодие зарегистрировано 45,8 тыс. новых коммерческих автомобилей массой более 16 тонн. Автостат зафиксировал рост рынка на уровне 42,5 %.
Лидер по-прежнему КАМАЗ. Занимая треть рынка, он вдвое обогнал еще одного отечественного автопроизводителя - компанию МАЗ. Среди иностранных брендов лидирует MAN с объемом 3,7 тысяч штук и 8-процентной долей рынка. Представители европейской семерки - Volvo, Scania и Mercedes заняли в общем рейтинге места с пятого по седьмое. Scania при этом оказалась одной из немногих компаний, имеющей отрицательную динамику. Наилучшую же положительную динамику у представителей семерки показал DAF, увеличив объемы продаж в три раза.
По итогам 6 месяцев в группу лидеров ворвался китайский бренд Shaanxi, увеличив объемы продаж почти в 6 раз. Отметим, компания ведет наступление на российский рынок не в одиночку. Это уже девятая китайская марка, продающая тяжелые машины в России. На сегодняшний день заводы Поднебесной занимают 10% рынка новых грузовых автомобилей.
"Рынок тяжелых грузовых автомобилей в текущем году превысил уровень наиболее успешного 2008 года на 9% и продолжает расти, - отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства Автостат. - Рынок растет в основном за счет иностранных, в том числе, китайских компаний. Эта тенденция на рынке сохранится, но на структуру рынка окажет значимое влияние соотношение таможенных пошлин, а также величины и порядка взимания утилизационного сбора, которые пока точно неизвестны».
Кстати, один из китайских гигантов – автопроизводитель Jianghuai Automobile Co. (Jac) начал строить в России дилерскую сеть, и на этом не остановится. JAC известен выпуском небольших самосвалов и грузовиков по лицензии Isuzu Motors Ltd. Также с корейской фирмой Hyundai Motors Co. Jac производит коммерческие автомобили Hyundai: минивэны, туристические автобусы, тягачи для автопоездов. Через 2-3 года компания планирует запустить собственное производство и у нас в стране. Партнером бренда в России стала финансовая группа "Финаста", учредившая для нового проекта ООО JAC Motors RUS. Начать продажи компания собирается с грузовиков и до конца года реализовать около 300 машин, каждая из которых стоит в среднем 2,6 млн рублей.
"Сейчас можно говорить о втором заходе китайских компаний в России, – говорит Сергей Удалов, - их продукция вполне конкурентоспособна в сравнении с доминирующими на рынке автомобилями КАМАЗ и по цене, и по качеству. По опыту эксплуатации китайские грузовики в некоторых случаях выдерживают даже более жесткие условия эксплуатации, чем КАМАЗы. Впервые китайские компании начали осваивать российский рынок в 2006–2007 годах. Их продукция привлекала россиян прежде всего ценой, продажи росли как на дрожжах и в первые годы достигли нескольких тысяч единиц. Затем, кода техника начала ломаться и у потребителей возникли проблемы с ремонтом, поставкой запчастей, продажи рухнули. Наученные горьким опытом, теперь китайские производители более щепетильно относятся к развитию сервисной базы".