Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›
  • Аналитика
  • Инновационный путь развития — единственно верный

Инновационный путь развития — единственно верный

Переход к рыночной экономике болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в промышленном выпуске продукции уменьшилась до 20%. Доля российской экспортируемой машиностроительной продукции составляет всего лишь 8,5% экспорта страны, а в объемах машиностроения и металлообработки — 30–33%.

Именно формирование долговременной инновационной и технической политики на базе стратегического подхода служит мощным механизмом целенаправленного регулирования экономики страны со стороны государства, воздействия на рыночную среду и действующие в этой среде предприятия с целью повышения эффективности коммерческой деятельности отраслей и регионов, совершенствования налоговой системы и решения социальных проблем в интересах населения.

Большая часть продукции машиностроения (около 91%) производится на 7500 крупных и средних предприятий, остальная часть — на малых предприятиях (5,6%) и на промышленных подразделениях (3,4%) при непромышленных организациях (опытные производства). Уровень развития машиностроения определяет степень развития производительных сил страны и, что особенно важно в настоящее время, уровень ресурсных затрат при производстве ВВП.

В развитых странах доля машиностроительной продукции составляет от 35 до 50% от общепромышленного выпуска, что обеспечивает им возможность обновлять технологическое оборудование в большинстве отраслей каждые 7–10 лет, совершая при этом очередной рывок в своем технологическом развитии.

К сожалению, этот показатель в России даже в относительных величинах в 1,5–2 раза ниже, что является основной причиной постепенного отставания отечественной промышленности по техническому уровню от развитых стран. Преодолеть отставание поможет опережающее инновационное развитие российского машиностроения с темпами роста не ниже 10% в год, что возможно только при решении ряда проблем.

Одной из основных проблем, которая стоит перед машиностроением, является неудовлетворительное состояние активной части основных фондов, т. е. парка технологического оборудования, большая часть которого физически и морально устарела. По данным Госкомстата РФ, 65% оборудования находится в эксплуатации более 15–20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т. е. срок эксплуатации которого меньше 5 лет, составляет менее 5%.

В сфере инвестиционного обеспечения отмечается слабое взаимодействие финансово-кредитных организаций с реальным сектором экономики. В абсолютном выражении величина инвестиций в машиностроении и металлообработке составила в 2003 г. 59,2 млрд. руб. и, несмотря на некоторый рост по сравнению с 2002 г. (112,9%), составляет лишь 7,8% от инвестиций, направляемых на развитие других отраслей промышленности, а чисто по машиностроению эта доля составляет 4,4%, что явно не соответствует значимости машиностроения в экономике страны.

Собственные источники предприятий составляют 78,4% от объема инвестиций, что составляет уровень 2002 г. В то время как в развитых странах соотношение обратное — 70–80% средств, идущих на инвестиции, составляют обычно заемные или привлеченные средства.

Рентабельность производства, имевшая после 1998 г. тенденции к росту и достигшая 17%, вновь снизилась, составив в 2002 г. 12,5%. Количество убыточных предприятий, снизившееся с 40,3% в 1998 г. до 23,1% в 2000 г., в 2002 г. возросло и достигло почти 41%. При этом снижается сальдированный финансовый результат, абсолютная величина которого и так непозволительно мала (37,2 млрд. руб.).

В машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако производительность труда, т. е. выработка продукции на одного работающего в машиностроении — одна из самых низких в промышленности и составляет 361 тыс. руб. в год. В среднем по промышленности этот показатель достигает почти 716 тыс. руб. в год. Соответственно, и уровень заработной платы в машиностроении в 2003 г. составил 5232 руб. в месяц, что почти на треть ниже, чем в целом по промышленности — 6788 руб. В связи с этим в отрасли обостряются кадровые проблемы.

Со второй половины 2001 г. проявилось замедление темпов роста в машиностроении. И хотя за 2003 г. темпы составили 109,4%, в отдельных подотраслях машиностроения выпуск продукции не достиг уровня 2002 г. Так в металлургическом машиностроении снижение темпов производства составило 6%, в подъемно-транспортном машиностроении — 7,7%, в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении 23,6%.

На замедлении темпов роста сказались:

- вынужденное удорожание продукции машиностроения вследствие опережающего роста цен на продукцию и услуги «естественных» монополий (например, за 2002 г. индекс цен в электроэнергетике составил 127,5%, в топливных отраслях — 122,5%, в то же время в машиностроении — всего 109,3%);

- недостаточная структурированность ряда подотраслей машиностроительного комплекса, что негативно отражается на выработке и проведении единой технической политики;

- исчерпание фактора импортозамещения и возможностей роста экспорта (см. рис. 1);

- низкая конкурентоспособность продукции по условиям поставки (срокам, комплексности, условиям расчетов, сервису, обеспечению обучения персонала и др.);

- неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям.

Объемы экспорта и импорта машин, оборудования и транспортных средств

 

Окончание >>

Часть 1 | Часть 2

Николай Сорокин, начальник Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Минпромнауки РФ, к. э. н. 14.07.2004