В наем. Аренда строительной техники
Развитие бизнеса в сфере аренды строительной техники в РФ идёт пока малыми темпами. Соответственно возникает ряд вопросов: чем это вызвано? целесообразно ли заниматься бизнесом в сфере аренды? как добиться успеха в этом бизнесе? Частично ответы на эти вопросы приводятся в данной статье. Материалы статьи основаны на собственном опыте автора, а также на обобщении зарубежной и отечественной информации. В статье рассматривается только традиционная аренда.
О развитии аренды строительной техники в РФ и за рубежом
Развитие рынка аренды в стране часто характеризуется двумя показателями: ростом годовых доходов от аренды в денежном выражении, а также ростом стоимости новых машин, приобретаемых для сдачи в аренду за год.
В свою очередь, годовые доходы от аренды машин в денежном выражении определяются составом парка машин, сдаваемых в аренду; составом услуг, сопутствующих аренде; годовой наработкой сдаваемых в аренду машин и арендными ставками по всем услугам. В 2001 г. годовые доходы от аренды в РФ равнялись примерно $0,14 млрд., в США — $25 млрд., в Великобритании —$5 млрд., в Японии — $6 млрд. Стоимость новых машин, приобретаемых для сдачи в аренду за год, часто характеризуется долей в % от суммарной стоимости приобретённых в стране машин и абсолютным значением этой стоимости. В РФ эти показатели в 2001 г. были равны соответственно менее 5 % и $0,9 млрд.; в США — 35% и $15,2 млрд.; в Великобритании — 80% и $1,65 млрд.
Ожидается, что в течение ближайших пяти лет рынок аренды в Европе увеличится более чем в 2 раза, а в США — более чем в 1,5 раза.
Следует отметить, что качество аренды в развитых странах и в России существенно отличается. В развитых странах в аренду предоставляются машины лучших производителей, со сроком эксплуатации не более 4 лет и с набором сменного оборудования. В РФ часто в аренду сдаются машины с невысокими характеристиками качества (в т.ч. надёжности), со значительной наработкой и с ограниченным составом сменного оборудования.
В развитых странах одновременно с арендой машин предоставляется большой комплекс высококачественных услуг, обеспечивающих максимально возможную эффективность использования машин, сдаваемых в аренду. В РФ преимущественно предоставляется ограниченный набор услуг низкого качества.
В развитых странах любой потребитель машин может получить нужную ему технику с комплексом необходимых услуг в нужное место и время, на необходимый период. В РФ подобная ситуация встречается крайне редко.
В развитых странах большая часть видов машин (за исключением крупных кранов) сдается в аренду без машинистов. При этом предусматривается ряд мер по снижению вероятности повреждения машин. В РФ преимущественно сдают в аренду машины с машинистами. Это отрицательно сказывается на стоимости аренды и организации выполняемых работ.
В передовой зарубежной практике высококачественный комплексный сервис машин осуществляет арендодатель собственными силами, без привлечения оператора. В РФ преимущественно некачественный технический сервис осуществляется со значительными по времени привлечениями операторов.
В развитых странах машины в аренду предоставляют преимущественно специализированные высокоорганизованные арендные предприятия и дилеры. В РФ в основном арендой техники занимаются предприятия, выполняющие строительно-монтажные работы собственными силами (около 90 % объема).
Высококачественная аренда, широко распространённая в развитых странах, позволяет получить следующие выгоды для арендополучателей:
• использовать необходимое оборудование, которое предприятие не может позволить себе купить;
• опробовать машину или определиться с моделью и сменным оборудованием до принятия решения о покупке;
• увеличить материально-техническую базу предприятия без дополнительных капитальных вложений;
• увеличить производственные мощности предприятия в пиковые периоды;
• высвободить капитал для более выгодного использования, чем вложения в дорогостоящее оборудование;
• не иметь долговых обязательств, связанных с приобретением техники и выплатой процентов за пользование кредитами;
• исключить затраты, связанные с необходимостью содержания ремонтной мастерской, запасов деталей, комплекса инструментов, ремонтного персонала;
• иметь доступ к высокопроизводительным технологиям.
В соответствии с перечисленными факторами в развитых странах и в РФ сложилось разное отношение к аренде. В развитых странах строительные подрядчики всё в большей мере не чувствуют необходимости в приобретении оборудования в собственность. Они осознают, что ведение бизнеса на основе аренды более выгодно, чем приобретение оборудования в собственность. Этим и обусловлено ускоренное развитие аренды. В РФ, как показали исследования, проведённые «МС Консалтинг», большинство арендополучателей недовольны качеством аренды, и они прибегают к аренде преимущественно в случаях острой нужды.
В развитых странах также имеет место существенное отличие от РФ по организации работы арендодателей. Характерными особенностями преуспевающих зарубежных предприятий-арендодателей являются:
• высокий уровень использования парка арендных машин по времени, при котором коэффициент использования фонда времени для отдельных видов машин составляет не менее 0,75;
• высокий уровень эффективности аренды, при котором отношение прибыли за год к первоначальной балансовой стоимости сдаваемых в аренду машин и используемой для её эксплуатации техники составляет не менее 15%;
• максимальная ориентация на интересы потребителя, в т.ч. на потребность в технике и услугах, в сроках аренды, времени и месте предоставления аренды, с помощью комплекса мер, включающего широкое использование субаренды;
• повсеместное использование современных методов маркетинга, в т.ч. при ценообразовании, распространении и продвижении товара;
• использование современных методов менеджмента;
• широкое использование всех возможностей по выгодной продаже бывших в эксплуатации машин;
• назначение цен на услуги по аренде на основе воспринимаемой арендополучателями высокой ценности товара;
• объединение усилий и ресурсов предприятий в составе эффективно действующих «торговых» ассоциаций для решения общих важных проблем.
Такая организация работ одновременно с высококачественной арендой способствует интенсивному развитию бизнеса в сфере аренды в развитых странах. Например, в США имеется более 10000 специализированных предприятий, занимающихся арендой, из них 75% — арендные центры, 25% — дилеры строительной техники. Из арендных центров более 10 имеют годовой доход более $1 млрд. Аналогичная картина имеет место в Западной Европе и Японии.
Следует отметить, что вопросам развития аренды всё большее внимание в развитых странах уделяют крупные машиностроительные компании. Это обусловлено тем, что при сроках сдачи в аренду, равных 3–5 годам, и развитом вторичном рынке аренда становится эффективной формой продажи новых машин. Этим, очевидно, можно объяснить создание собственных сетей арендных предприятий по всему миру: Caterpillar, Volvo, Atlas Copco и других.
Как известно, парк машин, используемый российскими строительно-монтажными организациями, имеет значительный моральный и физический износ (40–60%). Только 15% парка составляет импортная техника, в т.ч. из стран СНГ. Практически большинство российских предприятий не имеют доступа к современным технологиям.
Можно утверждать, что с позиции государственных российских интересов высококачественная аренда является наиболее эффективным путём (по сравнению с финансовым лизингом и приобретением машин в собственность) по техническому перевооружению строительно-монтажных организаций.
В настоящее время наметились следующие основные направления развития аренды в России:
• создание зарубежными компаниями арендных предприятий со 100 % иностранным капиталом (в т. ч. ЗАО «Рентакран», ООО «Эн Си Си Индустри», ООО «Текрент»);
• предоставление услуг по аренде дилерами ведущих зарубежных компаний (Caterpillar, JCB, Bobcat, Hitachi, Gehl, Wirtgen и др.);
• создание арендных организаций в составе крупных строительно-монтажных объединений;
• создание арендных подразделений лизинговыми предприятиями (в т.ч. ООО «Строймо-стлизинг», ОАО «ЛК Лизинг»).
К перспективным направлениям, по нашему мнению, можно отнести:
• создание специализированных арендных предприятий при участии государственных и региональных органов управления (в т.ч. Госстроя РФ, Росавтодора);
• создание специализированных арендных предприятий при участии капитала крупных российских преуспевающих компаний. Для каждого из перечисленных направлений важной является эффективная организация работы арендных предприятий.