Ваш регион: Россия
  • Аналитика
  • Угольное машиностроение: новой технике дан зеленый свет

Угольное машиностроение: новой технике дан зеленый свет

Сегодня на рынке угольного машиностроения в Украине наблюдаются сложные и противоречивые процессы. Динамичный подъем машиностроительной отрасли в целом и перманентное сворачивание углепрома по результатам 2003 года. Возросшие объемы финансирования технического перевооружения шахт как форма отраслевого протекционизма и перспективы ВТО как вызов конкурентной среды мировых производителей горно-шахтного оборудования. Дуалистический характер этих тенденций требует адекватных действий со стороны государства и основных участников рынка.

 

Оперативные данные о добыче угля на некоторых шахтах с новой техникой

Приняв во внимание напряженность года выборов, украинскую специфику энергорынка (а прямая взаимосвязь его с добычей угля очевидна) и вечные для независимой Украины проблемы с углепромом, получаем хронически запутанную картину. В этих условиях лучше говорить о конкретных фактах.

Большой уголь — дело техники

Факт: первый квартал текущего года показал устойчивый рост угледобычи, преодолена негативная динамика прошлого года. Общий рост угледобычи за январь–февраль 2004-го, по информации Минтопэнерго, составил 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2003-го. По оперативным данным, март принес увеличение добычи угля уже по сравнению с февралем на 6,8%. Еще не став предметом углубленного анализа, этот факт главным образом засвидетельствовал неопровержимость тезиса о значении современной угледобывающей техники и ее внедрения в отрасли. Ведь именно техническая составляющая обеспечила нынешний сдвиг в базовой для украинской экономики отрасли, являющейся залогом энергетической (и не только) независимости страны.

Появление в прошлом году на рынке новой отечественной угледобывающей техники и растущие объемы ее внедрения на шахтах — очень отрадная примета, и, конечно же, первыми ее с удовлетворением отметили специалисты.

— Сегодня развитие и конкуренция в создании угледобывающего оборудования протекают в таких плоскостях, как наукоемкость, надежность и долговечность, гибкость в условиях расчетов, максимальный учет запросов потребителей в сфере услуг по монтажу и сервису, — считает директор профильного отраслевого института «Донгипроуглемаш» Василий Косарев.

Новое оборудование отвечает современным требованиям по производительности, безопасности, надежности, имеет расчетный ресурс 15–40 тыс. часов, что в два-три раза выше, чем у заменяемых аналогов. Благодаря своим высоким эксплуатационным качествам новые выемочно-доставочные машины обеспечивают переход на удлиненные до 250–350 м лавы, делают возможной отработку в тонких пластах без присечек боковых пород, сокращают трудозатраты операций в очистных забоях и приводят к росту средних нагрузок на комплекс до 1700–2000 т/сутки. Механизированные крепи современного уровня позволяют отрабатывать до пяти столбов длиной 1–1,2 км без капитального ремонта, в то время как использовавшиеся ранее рамные крепи отрабатывают один столб длиной 800 метров.

В настоящее время забои, оснащенные очистными комплексами на базе устаревших крепей (КД-80, МК-98, 1МТ-1,5), работают со средней нагрузкой 510 т/сутки. Нагрузка на современные механизированные комплексы на базе щитовых крепей КД90, КД90Т, КДД и ДМ в 2003 году составила в среднем 1305 т/сутки.

Для специалиста эти цифры более чем красноречивы: подобных результатов на украинских угольных предприятиях никогда в истории не было. При этом руководители машзаводов не скрывают и возникающие при эксплуатации новой угледобывающей техники проблемы. Никому не удавалось избежать сложностей, форсируя научно-исследовательские разработки и производство. В угольном машиностроении за последние годы произошел скачок на 15–20 лет вперед, причем такие этапы, как длительное тестирование техники, приходилось сжимать до допустимого минимума. Сегодня «доброхоты» еще из числа отставших конкурентов отыскивают отдельные неудачные примеры и пытаются выводить из них правила, ставя под вопрос целесообразность использования новой техники. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Несмотря на объективные трудности, присущие периоду освоения опытных образцов, на промышленных испытаниях получены положительные результаты, подтвердившие правильность конструкторских решений. Сегодня очистными комбайнами КДК500 достигнуты средние нагрузки 1500–1870 т/сутки (шахта «Южнодонбасская №3»), комбайнами УКД300 в условиях маломощных пластов — средние нагрузки 1100–1550 т/сутки (шахты «Павлоградская» и им.Н.Сташкова). Очистной комбайн КДК700, который работает в лаве прямым ходом и впервые в Украине ведет обработку примыкающих к лаве штреков, заменяет два проходческих комбайна и две проходческие бригады. С помощью механизированной крепи ДМ на шахте «Родинская» ведется проходка геологического нарушения, которое для традиционно применяемой техники было непреодолимым препятствием. На шахте «1/3 Новогродовская» скребковый конвейер КСД27 в лаве длиной 320 м работает с нагрузками 2000–2500 т/сутки.

Как видим, новой технике по силам работать в более сложных условиях и с более высокой производительностью. Ее применение резко снижает объемы ручного труда, повышает безопасность работающего персонала.

Главный враг — дефицит кадров

Анализ плановых и фактических среднемесячных показателей, достигнутых механизированными комплексами на базе щитовых крепей с новыми очистными комбайнами и скребковыми конвейерами в 2004 году, показывает, что первые образцы новой техники уже на начальном этапе эксплуатации обеспечивают плановые нагрузки.

В то же время еще на этапе внедрения машин нового поколения возник ряд проблем, требующих решения на отраслевом уровне. Это, в первую очередь, правильность подготовки добычных участков, что позволит получить максимальную отдачу от современного оборудования, а также система подготовки квалифицированных специалистов и рабочих, способных обеспечить эксплуатацию и техническое обслуживание нового поколения машин.

Так, при внедрении новых очистных комплексов неоднократно имели место: запуск лав, где современная техника неприменима по горно-геологическим условиям; нарушения технологии монтажных работ, приводящие к длительным простоям и большим объемам дополнительного ручного труда; недобросовестное отношение к работе на сложных машинах (например, заливка воды из шахтного водосборника в систему охлаждения электродвигателя, скрутка кабеля вместо соединения его специальными муфтами).

Окончание >>

Часть 1 | Часть 2

Алексей КУЗНЕЦОВ 12.04.2004