ПТО для бетона
Строительство, особенно монолитное, комплексов, многоэтажных и уникальных крупномасштабных зданий и сооружений требует постоянной доставки свежеприготовленной бетонной смеси к месту ее непосредственной укладки. Этот процесс осуществляется стационарными бетононасосами (СБН), устанавливаемыми на стройплощадках и подающими смесь через бетонораздатчики на значительные расстояния по длине и высоте. При этом доставка к СБН готовой или приготовляемой в пути следования бетонной смеси производится автобетоносмесителями от растворных узлов. Но обычно на вышеуказанных долговременных, с большим объемом работ, стройках приготовление бетонной смеси осуществляется на инвентарных растворных узлах, устанавливаемых на строительной площадке и выдающих смесь сразу СБН для непосредственной укладки ее в опалубку. Бетононасосы являются необходимой и практически основной машиной, используемой во всех направлениях современного строительства.
В общем случае стационарный прицепной бетононасос состоит из рамы, на которой установлен электрический или дизельный двигатель, обеспечивающий работу гидросистемы. Последняя включает в себя гидронасос с управляющими приборами и оборудованием, бак для жидкости, приборы управления и качающий узел. Он состоит из двух бетонотранспортных цилиндров, приводимых в действие соединенными с ними рабочими (дифференциальными) гидроцилиндрами, которые осуществляют синхронное перемещение во взаимно противоположных направлениях. В соответствии с этим, бетонная смесь забирается из приемного бункера одним бетонотранспортным цилиндром, а другим нагнетается в транспортный бетоновод. При этом перемещение поршней автоматически согласуется с работой бетонораспределительного устройства «плоского» или «юбочного» типа, поочередно открывающего окно в транспортный бетоновод из каждого цилиндра. Загрузочная воронка открыта в верхней части для приема бетонной смеси. Однако для предотвращения попадания в приемный бункер заполнителей, превышающих заданную крупность, сверху установлена классификационная решетка. В нижней части бункера расположен лопастной или с ленточной фрезой побудитель, направляющий бетонную смесь к месту всасывания бетонотранспорт-ными цилиндрами. Промывка бетонотранспортных цилиндров осуществляется водой, подающейся под давлением (от компрессора) из специального резервуара. Все составные части бетононасоса, в том числе и пульт управления, закрыты кожухом с откидывающимися боковинами. Передвижение по дорогам в прицепе за грузовым автомобилем осуществляется на пневмоколесной оси, а для работы используются устанавливаемые вручную выносные опорные устройства.
Следует отметить, что гидравлический привод обеспечивает постоянное и равномерное перемещение бетонной смеси в бетоноводе, а также плавное регулирование рабочего давления и производительности СБН в диапазоне практически от 0 до 150 м3/ч.
Система прямоточной гидравлики в качающем узле СБН
Основным поставщиком стационарных бетононасосов в России является ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ОАО «ТЗА»). Он изготавливает одну модель СБН в различных исполнениях. К ним относятся прицепной на одноосном пневмоколёсном шасси и стационарный СБН на металлических опорах-салазках (С-207-1), перемещаемый в кузове любого бортового автомобиля. Помимо этого, потребителям предлагаются на выбор бетононасосы с электрическим или дизельным двигателем. Эти насосы позволяют подавать бетонные смеси с крупностью зёрен до 40 мм по бетоноводу на высоту до 30 м и по горизонтали до 300 м, обеспечивая бесступенчатое регулирование производительности от 5 до 20 м3/ч и работу в умеренном климате при температуре в пределах от –5 до +40ºС. Эти насосы используются для небольших объёмов работ и имеют определённый спрос благодаря невысокой отпускной цене.