Бульдозеры (часть 3)
Конструктивные особенности бульдозеров
Отличительной особенностью ходовой системы бульдозеров фирмы Dressta является использование разъемного звена гусеничной цепи. Оно состоит из двух половин, скрепленных болтами. Это позволяет существенно сократить время на снятие и установку гусеничной цепи при ремонте.
Фирма «Dressta» на бульдозерах малых типоразмеров устанавливает двигатели Komatsu, а на больших — двигатели Cummins. Все двигатели имеют выхлоп, соответствующий нормам Евро-2.
Фирма «Caterpillar» на бульдозерах моделей D5, D6 и D8 и их модификациях установила двигатели с электрогидравлической системой подачи топлива. Учитывая, что до этого на моделях D9 была установлена такая же система подачи, а на моделях D7 — электронная подача топлива, теперь все машины типоразмерного ряда имеют двигатели с параметрами выхлопа, соответствующими нормам Евро-2. С начала этого года модификация М бульдозеров моделей D5 и D6 была заменена модификацией N, отличительными особенностями которой являются: повышение мощности установленного нового двигателя; применение автоматически переключаемой коробки перемены передач (КПП) в зависимости от уровня потребляемой мощности, что ведет к снижению удельного расхода топлива; установка новой кабины с улучшенным дизайном, обзорностью, с пониженным на 3 дБ (А) уровнем шума и сенсорными системами управления приводами хода и навесного оборудования; использование компьютерного контроля и диагностики состояния узлов машины нового поколения EMSIII с повышенным количеством контролируемых параметров; применение на модели D6N дифференциальной системы поворота (статья «Два в одном»).
У модели D8R появилась модификация LGP. На всех моделях типоразмерпого ряда бульдозеров может монтироваться сзади дополнительное рабочее оборудование: либо рыхлитель, либо тяговая лебедка с гидроприводом. Для моделей D5N и D6N с максимальным тяговым усилием — соответственно 23 и 31 т, для D8R — 50 т. Максимальная транспортная скорость заднего хода составляет у указанных моделей соответственно 11, 12 и 13,8 км/ч.
Фирма «Fiat-Kobelco» установила на бульдозерах своего типоразмерного ряда двигатели Cummins с выхлопом, соответствующим нормам Евро-2.
У модели D150 появилась модификация XLT (удлиненная гусеница с 8 опорными катками), а у D180 — модификации XLT и LGP (гусеницы с 8 опорными катками).
На моделях D150 и D180 установлены автоматически переключаемые КПП, в зависимости от загрузки двигателя. На D150 как основная, а на D180 по заказу используется дифференциальная система поворота.
Вместо прежнего бульдозера FD30C выпускается бульдозер марки D350 STD с 7 опорными катками ходовой тележки и автоматически переключаемой КПП. По заказу он может быть оснащен дифференциальным механизмом поворота.
Бульдозеры всех модификаций могут быть дополнительно оснащены рыхлителями: многозубыми с параллелограммной подвеской на D150 и D180 и одно- и многозубым с регулируемой параллелограммной подвеской на D350.
Максимальные значения транспортных скоростей заднего хода составляют 12, 12,7 и 12,7 соответственно у моделей D150, 180 и 350.
Фирма «Komatsu» произвела частичное обновление своего типоразмерного ряда. Взамен устаревших моделей D355A-3 и D275A-2 появилась D275A-5. Продается модель D61E-12 нижнего типоразмерного ряда бульдозеров строительного назначения.
В конструкциях этих машин заложены следующие решения: обеспечение выхлопа двигателей собственного производства нормам Евро-2, повышение производительности бульдозеров за счет создания комфортабельных условий рабочего места оператора и применения усовершенствованных систем управления. На упомянутых моделях дифференциальная система поворота не применяется, а используются традиционные бортовые фрикционы с тормозами.
В двигателях применяется топливный насос с электронной системой впрыска. Для охлаждения радиатора используется реверсивный вентилятор, имеющий привод от регулируемого гидромотора. Реверсивность вентилятора позволяет обеспечить хорошую работу двигателя в широком температурном диапазоне. Для снижения уровня шума и вибрации двигатель и трансмиссия крепятся к раме трактора с помощью резиновых амортизаторов.
В кабине с хорошим дизайном и обзорностью установлены воздушные фильтры и создано избыточное давление, что препятствует проникновению в нее пыли. Для уменьшения вибрационных нагрузок кабина крепится к раме посредством пружинно-гидравлических амортизаторов. Кресло также подрессорено и имеет возможность углового разворота на 15° для лучшего наблюдения за работой рыхлителя.
Гидравлическая система управления механизмами бульдозера D61E-12 осуществляется вручную тремя джойстиками: для управления перемещением трактора, отвалом и рыхлителем. На бульдозерах D275A-5 всех модификаций применяется система автоматического регулирования движением трактора PCCS. Бортовой компьютер отслеживает сигналы датчиков на машине и величину перемещения рычага джойстика и подает электрический управляющий сигнал для включения соответствующих передач КПП, бортовых фрикционов и тормозов. При возрастании нагрузки компьютер включает пониженную передачу КПП.
Ходовая система D275A-5 -это 7-катковая гусеница, у которой 3 пары катков объединены в каретки по К-образной схеме подрессоривания, аналогичной системе «Caterpillar». Такая подвеска эффективно снижает ударные и вибрационные нагрузки на машину при работе на прочных и скальных грунтах. Бульдозер оснащается рыхлителями, одностоечным или многостоечным, с регулируемой параллелограммной подвеской. По заказу на бульдозерном отвале могут быть установлены два гидрораскоса.
Бульдозер D61E-12 имеет 6-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской. На нем может быть установлен трехстоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской.
Максимальная транспортная скорость заднего хода у бульдозеров D275A-5 и D61E-12 достигает соответственно 14,9 и 12,8 км/ч.
Фирма Liebherr сохранила свой типоразмерный ряд бульдозеров, за исключением модели PR751M, которая снята с производства. Она будет выпускаться только по заявкам из России. С 2003 г. Liebherr передала российской компании «АКР-Техно» техническую документацию на производство навесного оборудования на упомянутую модель бульдозера. Это оборудование будет изготавливаться на Краснокамском заводе Западно-Сибирского машиностроительного концерна и включает в себя отвал STJ и одностоечный рыхлитель. Бульдозер будет отправлен на рудник в конце этого года. В последующем будет изготавливаться вся гамма навесного оборудования, включающая в себя отвалы U и А, а также многостоечный рыхлитель. По документации Liebherr отвал и стойки рыхлителя будут изготавливаться из износостойской шведской стали Hardox 400, а ножи и коронки будут приобретаться у фирмы SAAB. Несущие металлоконструкции для холодного климата будут изготавливаться из шведской хладостойкой стали Weldox 700.
В первый этап совместного проекта включено и изготовление навесного оборудования на бульдозере PR742B. Бульдозеры PR742B и 751М будут выпускаться под торговой маркой «AKR-Liebherr».
На втором этапе предусматривается изготовление элементов ходовой части, кабины и др.
ОАО «Промтрактор» частично обновило выпускаемый ряд бульдозеров. Снят с производства устаревший ТЗЗО, и появился новый бульдозер Т11.01 тягового класса 11 с пониженным удельным давлением на грунт (в 2 раза меньше, чему других моделей ряда).
Бульдозер Т11.01 выполнен по традиционной конструктивно подобной модульной схеме: двигатель Ярославского моторного завода; трансмиссия гидродинамическая с планетарной КПП, переключаемой на ходу; ходовое оборудование машины включает в себя 7-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской катков и уширенные башмаки (910 мм).
Подвеска отвала включает в себя диагональный гидрораскос, соединяющий отвал с рамой трактора и обеспечивающий при этом максимальное приближение отвала к капоту трактора. На машине используется рыхлитель с параллелограммной подвеской.
Максимальная транспортная скорость заднего хода достигает 14,3 км/ч.
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» с середины 2002 г. перешло на выпуск нового семейства модернизированных бульдозеров модели Б10 тягового класса 10, взамен прежних моделей Б140, Б170 и пр. этого же класса, и Б15 — тягового класса 15. Это конструктивно подобные машины. На них используются двигатели собственного изготовления и гидродинамическая трансмиссия с планетарной 3-скоростной КПП. По заказу может быть установлена 8-скоростная механическая КПП.
Рамы гусеничных тележек подвешиваются спереди к раме трактора посредством балансирной балки с микроподрессориванием вместо рессор, что было у прежних моделей.
На базовой модели Б10 используется удлиненная гусеничная тележка с 6 опорными катками вместо 5 прежних. На болотоходной модификации Б10Б-7 катковая гусеничная тележка и уширенные башмаки — 920 мм. Бульдозер Б15 имеет одну стандартную модификацию с 7-катковой гусеничной тележкой. Подвеска опорных катков у этих бульдозеров жесткая. В стандартном исполнении базовые трактора оснащаются бульдозерными отвалами и однозубым или многозубым рыхлителями с параллелограммной подвеской.
Для проведения буксировочных, трелевочных и монтажных работ упомянутые бульдозеры могут оснащаться вместо рыхлителей лебедками с гидроприводом с тяговым усилием от 16 до 25 т.
С 2003 г. начат серийный выпуск бульдозера ДЭТ-320Б1Р2, призванного заменить устаревшие модели на тракторах ДЭТ-250 и 350. На новом тракторе установлен двигатель ЯМЗ, который удовлетворяет по выхлопу нормам Евро-2. Полностью изменен дизайн машины, соответствующий требованиям современной эстетики. Установлена новая кабина, позволяющая улучшить комфорт и эргономику рабочего места оператора, имеющая защиту ROPS-FOPS. Изменилась подвеска рыхлителя, она стала регулируемой параллелограммной.
Остальные части машины сохранили свою преемственность от прежних моделей. Наибольшее значение транспортной скорости заднего хода составляет 15,2 км/ч.
Завод продолжает вести работы по созданию бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. После проведения испытаний опытного образца Т2000 была выпущена опытная партия бульдозеров под маркой Т10.0400 тягового класса 10, унифицированных с Б10. В них используется гидротрансмиссия завода «Салаватгидромаш», состоящая из 3 регулируемых гидронасосов, два из которых в рабочих режимах автономно запитывают два гидромотора привода гусениц, а третий гидронасос обеспечивает работу навесного оборудования: отвала и рыхлителя. На транспортном режиме блокируется управление рабочими органами и 3-й гидронасос подключается к первым двум и тем самым обеспечивает максимальную скорость передвижения — 9,6 км/ч вперед и назад.
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» одним из первых начало работы по созданию отечественных бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. В настоящее время выпущены две модели этих машин, ТС-10 и ДЗ-240С, соответственно тяговых классов 8 и 10, оснащенных однозубым рыхлителем с параллелограммнои подвеской. На машинах используются двигатели ЯМЗ. Гидростатическая трансмиссия представляет собой независимый привод, состоящий из отдельного регулируемого гидронасоса и гидромотора на каждый борт ходовой части и независимой гидросистемы навесного оборудования. В указанных гидросистемах могут использоваться гидромашины и системы управления производства либо Салаватгидромаш, либо Rexroth. Максимальная скорость транспортных перемещений достигает 9,5 км/ч вперед и назад.
Бульдозеры упомянутых фирм-производителей тягового класса не менее 10 по заказу могут изготавливаться для работы в холодной климатической зоне. Машины дополнительно оснащаются арктическим пакетом (у каждой фирмы свой набор) средств утепления, обогрева и разогрева, которые облегчают быстрый запуск двигателя и гидронасосов после длительной стоянки неработающей машины.