Инновационный путь развития — единственно верный (часть 2)
Всего в 2003 г. машиностроительной продукции было выпущено на 1388,6 млрд. руб. Структура объемов выпуска по подотраслям показана на рис. 2.
За 2003 г. импортировано машиностроительной продукции примерно на 500 млрд. руб. Таким образом, суммарный объем внутренних и внешних рынков составил около 1900 млрд. руб.
Следует отметить, что машиностроительный комплекс крайне неоднороден по своей структуре. В нем имеются как развивающиеся производства, в том числе с выходом на внешние рынки, так и депрессивные. Различия в экономическом состоянии подотраслей вызваны рядом причин. Во многом они связаны с разным состоянием и динамикой рынков, на которые выходит продукция машиностроения.
В настоящее время наиболее перспективными секторами рынка для машиностроения являются:
- автомобильный;
- энергомашиностроения и оборудования для ТЭК;
- транспортного машиностроения;
- продукции оборонно-промышленного комплекса;
- отдельных видов товаров народного потребления;
- сельскохозяйственной техники;
- станкостроения.
Одним из перспективных рынков является автомобильный. Он стабильно рос в последние годы по всем своим составляющим: легковые, грузовые автомобили и автобусы. Перспективность этого рынка вместе с мерами, принятыми Правительством РФ, позволили привлечь в отрасль крупнейшие мировые компании-производители Ford, General Motors, Renault, Volvo, BMW и других.
Именно в этом секторе машиностроения реально заработал механизм «перетока» капитала из отечественных сырьевых отраслей в обрабатывающие, о чем свидетельствует опыт создания межотраслевых структур в машиностроении с участием крупных металлургических компаний. По оценкам специалистов Минпромнауки РФ, прирост выпуска только на новых совместных производствах, связанных с участием ведущих автомобильных фирм по сборке легковых автомобилей, к 2005 г. составит около 100 тыс. штук.
В соответствии с правительственной концепцией развития отечественного автомобилестроения наиболее важными можно считать следующие мероприятия, направленные на расширение автомобильного сектора рынка:
- повышение технического уровня выпускаемой продукции путем разработки и введения современных стандартов;
- государственная поддержка развития дизелестроения через реализацию российско-белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения» на период до 2008 г.;
- меры по защите внутреннего рынка от экспорта подержанных автомобилей и автобусов;
- меры по развитию малого и среднего бизнеса по производству автокомпонентов;
- создание и развитие совместных производств с ведущими зарубежными фирмами.
Реализация перечисленных проектов позволит увеличить объем товарной продукции к 2005 г. только в этом секторе рынка на 300 млрд. руб.
Рынок энергетического машиностроения можно считать глобальным рынком, так как 70% выпускаемой продукции этого профиля идет на экспорт. За 2001–2002 гг. российские производители выиграли конкурсы по крупным проектам в Сербии, Индии, КНР и Вьетнаме на общую сумму около 500 млн. долл. Реализация только этих проектов в ближайшие 2–3 года даст рост объемов выпуска в размере 7–8% в год.
Однако потенциал данной отрасли на ее мировом уровне гораздо выше. Необходимо создание инфраструктуры поддержки экспорта, поскольку на этом рынке конкурируют не только отдельные производители, но и стоящие за ними государства.
Рынок и производство энергомашиностроительной продукции остро нуждаются в инновационном подходе, поскольку энергоемкость российского ВВП в 2–3 раза выше, чем в развитых странах. Поэтому один из «мегапроектов», определенных Минпромнауки, называется «Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт». Его выполнение позволит повысить КПД тепловых электростанций с 25–30% до 50–55%.
Обновление и поставка нового электроэнергетического оборудования (в первую очередь для нужд РАО «ЕЭС России») должны обеспечить рост внутреннего рынка с нынешнего уровня в 1 млрд. до 4–5 млрд. долл. в год. Это потребует координации усилий заказчиков и машиностроителей, что предлагается реализовать через совместную с РАО «ЕЭС России» Программу производства нового оборудования.
Нельзя не упомянуть и о проблемах ЖКХ, где имеется около 200 тыс. котельных, потребляющих около 90 млн. т условного топлива в год, оборудование большей части которых морально и физически устарело. На решение этих проблем нацелен специальный «мегапроект», реализуемый Минпромнауки РФ, «Разработка и практическая отработка технических, технологических и организационно-финансовых решений для реформирования теплоснабжения регионов России». Его реализация даст экономию топлива до 10% и дополнительную выработку электроэнергии до 40 млн. кВт. С точки зрения машиностроителей переоборудование котельных означает образование рынка объемом в 150–300 млрд. руб.
Предлагаемые подходы к расширению рынка энергомашиностроительной продукции могут быть рассмотрены и применительно к рынку транспортного машиностроения.
Минпромнауки РФ совместно с МПС РФ утверждена Межведомственная программа сотрудничества до 2010 г., направленная на обеспечение железнодорожного транспорта новыми технологиями и конкурентной продукцией российских предприятий. При этом будет обновляться номенклатура по локомотивам, грузовым и пассажирским вагонам, путевой инфраструктуре, электроснабжению, автоматизации управления движением.
С учетом прогнозируемого увеличения объемов перевозок только для обеспечения грузовых перевозок общий парк грузовых вагонов в 2010 г. должен составить около 615 тыс. единиц. Кроме того, предусматривается осуществить поставку около 9,5 тыс. новых пассажирских вагонов. Только по грузовым вагонам (с учетом 5% списания парка) этот рынок можно оценить в 0,9–1,1 млрд. долл. в год.
Неоправданно суженным в настоящее время выглядит рынок оборудования для газо- и нефтедобывающих отраслей. Доля России на мировом рынке нефти составляет более 10%, газа — около 23%, а производство оборудования занимает всего 3% от мирового рынка. Имеются проблемы с качеством поставляемого оборудования и с его гармонизацией по стандартам с другими мировыми поставщиками. В связи с этим разрабатывается совместно с Госстандартом РФ программа создания технических регламентов и обновления стандартов в машиностроении.
Чрезвычайно важным и перспективным является рынок сельскохозяйственной техники, объем которого в 2003 г. составил около 1,0 млрд. долл.
Только для сохранения количественного состава парка сельскохозяйственного оборудования при 10-процентном ежегодном списании требуется вводить ежегодно не менее 50 тыс. тракторов и 20 тыс. комбайнов. В перспективе рынок сельскохозяйственного машиностроения достигнет 4–5 млрд. долл. в год.
Для развития этого сектора предлагаются следующие меры, направленные, прежде всего, на стимулирование платежеспособного спроса:
- увеличение к 2008 г. уставного капитала ОАО «Росагролизинг» до 40 млрд. руб., что позволит данной государственной компании в дальнейшем устойчиво работать без дополнительного бюджетного финансирования на возвратных лизинговых платежах, которые ежегодно будут составлять 8 млрд. руб.;
- реализация совместной с Минсельхозом РФ программы, основанной на разработке комплексного оборудования для перехода на новые агротехнологии;
- защита внутреннего рынка от импорта подержанной сельхозтехники.
Рынок станкостроения важен прежде всего тем, что 80% парка металлообрабатывающего оборудования, а это около 2 млн. станков, эксплуатируемых в промышленности, являются продуктами отечественного производства. При этом 60% парка физически и морально устарело. В то же время производство станков последние годы постоянно снижается. И впервые в 2003 г. объем производства станкостроительной и инструментальной продукции составил 100,5% к уровню 2002 г.
Анализ структуры импорта станкоинструментальной техники показывает, что преимущество достигается за счет комплексного решения поставки технологии. Потребителю нужен не просто станок, ему требуется технологическое решение. Организационно эта проблема может быть решена путем создания федерального и сети региональных центров технологического развития, идея создания которых состоит в переходе от разрозненных поставок оборудования к комплексному решению технологических проблем заказчиков.
В последнее время наметились и положительные тенденции к усилению государственного регулирования в сфере инновационной и промышленной политики. Меры по движению к «новой экономике» опираются на «стратегию ускоренной диверсификации», так как главными среди этих мер являются стимулирование диверсификации экономики и экспорта, а также перераспределение фискальной нагрузки (включая природную ренту) в пользу развития несырьевых секторов экономики. Отмечается также необходимость глубоких изменений производственной инфраструктуры и применения «энергоэффективной» модели преобразования производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию. Среди инструментов достижения экономического роста ключевым является опора на российскую фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.
Часть 1 | Часть 2