Два в одном (часть 3)
В состав подвески ходовой системы, помимо упомянутой выше подвески рам, входят еще подвески опорных катков. Различают жесткую и упругую подвески катков. В первом случае оси катков непосредственно соединены с рамами гусеничных тележек. Они в основном применяются на бульдозерах с небольшим тяговым усилием, работающих на слабых грунтах. На бульдозерах, смонтированных на тракторах класса 10 и выше, как правило, используется упругая подвеска катков. Однако у бульдозеров на базе тракторов Т-170 и Т25.01 применяются жесткие подвески опорных катков. Упругая подвеска может состоять из следующих комбинаций конструктивных решений:
• индивидуальные торсионы для каждого катка (бульдозеры ДЭТ-250М2Б1Р1, ДЭТ-350Б1Р2, Т-330);
• объединенные попарно катки балансирными каретками, которые соединяются с рамами гусеничных тележек балансирными рычагами с подрессориванием последних резиновыми упорами ;
• объединенные балансирные пары катков в каретках по Х-образной схеме и упором балансиров в резиновые амортизаторы.
Применение упругой подвески катков с демпфирующими элементами и покачиванием гусеничных тележек (по данным фирмы «Caterpillar») обеспечивает уменьшение на 50% значений ударных нагрузок на раму трактора и на трансмиссию хода при работе с бульдозерно-рыхлительным оборудованием на скальных и мерзлых грунтах. Кроме того, упругие подвески катков позволяют увеличить поверхность контакта гусеницы с грунтом при езде по неровной поверхности. По данным фирмы «Caterpillar», это увеличение составляет 15% у бульдозеров, что, в свою очередь, обеспечило повышение тяговых характеристик машин.
Для повышения приспособленности ходовых систем к различным грунтовым условиям ведущие фирмы выпускают для каждого типоразмера бульдозеров, помимо базовой модели, ее модификации. Базовые модели всех фирм и модификации XR и XL у фирмы «Caterpillar» используются при работе на твердых грунтах. Для работы на грунтах с низкой несущей способностью и болотах рекомендуется использование бульдозеров модификаций LGP фирм «Caterpillar», «Fiat-Hitahi», «Dressta» и модификации Р фирмы «Komatsu». У фирмы «Liebherr» бульдозеры с удлиненным ходом имеют обозначение L, а ход для болота — М. Фирма «Dressta» для работ по планированию грунта использует бульдозеры с удлиненной базой модификации LT. У бульдозеров модификации LGP конструктивное исполнение включает в себя удлиненные рамы гусеничных тележек с увеличением количества опорных катков, расширенную колею и применение широких башмаков. Так, например, если базовые модели фирм «Caterpillar», «Komatsu» и ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» имеют ширину башмаков стандартных моделей тракторов соответственно 560 и 610 мм, то болотоходные модификации составляют следующие значения: 1000, 950 и 840 мм. Бульдозеры фирмы «Liebherr» имеют ширину башмаков стандартных моделей 508, 610 мм, а болотные модификации — 711,812, 914, 965 мм.
Для разгрузки ведущих звездочек от опорных нагрузок, а бортовых редукторов от ударных нагрузок, а также исключения взаимодействия ведущих звездочек с абразивным грунтом Caterpillar оснащает бульдозеры гусеницами с треугольным обводом. При этом ведущие звездочки устанавливаются над гусеничными тележками и дополнительно появляются вторые натяжные колеса. При такой конструкции движителя обеспечивается модульная компоновка: КПП, механизм поворота и бортовые редукторы выполнены в виде легко демонтируемых модулей.
У бульдозеров рассматриваемых фирм ось крепления рам гусеничных тележек к раме трактора смещена вперед относительно оси ведущих зубчатых колес, что повышает надежность ходовой системы из-за изоляции конечной трансмиссии от статических и ударных нагрузок.