Прицепы-тяжеловозы. (Часть 3)
Проблема перевозки сверхтяжелой крупногабаритной строительной и землеройной техники решается за счет применения полуприцепов-тяжеловозов составного типа. В каждой такой конструкции к основному многоосному модулю присоединяются силовая рама-вставка и гусек. Для повышения грузоподъемности и уменьшения нагрузки на седельное устройство тягача практикуется установка впереди рамы-вставки дополнительного модуля. По такой же схеме формируется и прицепной автопоезд, только вместо гуська балластный тягач с дышлом переднего модуля соединен с помощью тягово-сцепного устройства. Еще большее увеличение полезной нагрузки достигается последовательным присоединением к основному дополнительного модуля.
Задняя секция грузовой платформы полуприцепа, выполняющая роль трапа, обеспечивает погрузку самоходной техники не только находящуюся на одном уровне с автопоездом, т.е. на дорожном полотне, но также с уступа высотой до полутора метров
Каждый многоцелевой модуль выполнен в виде несущей рамы, подвески с колесами и тормозными механизмами, гидравлической системы подъема и опускания платформы и комплектуется силовым агрегатом для привода всех устройств.
Монтируемая гидробалансирная подвеска, помимо выполнения своих непосредственных функций, служит для осуществления погрузочно-разгрузочных операций, обеспечения поворота колес вокруг вертикальной оси, наклона платформы в поперечном и продольном направлениях в пределах допустимой длины хода подвески при помощи автоматического устройства и равномерного распределения нагрузки между всеми колесами при движении по неровностям дороги. Все это, а также гашение колебаний, достигается благодаря применению гидравлических цилиндров, рабочие полости которых, соединенные по определенным схемам, образуют опорные контуры. Поворот колесных стоек вокруг вертикальной оси, подъем-опускание платформы, управление аварийной системой торможения может осуществляться с дистанционного операторского пульта.
Мировой рынок прицепной техники для перевозки дорожно-строительной и землеройно-транспортной техники отличается чрезвычайным разнообразием моделей и довольно жесткой конкурентной борьбой.
Несмотря на остроту ситуации, незыблемо твердые позиции сохраняют такие признанные компании «Goldhofer», «Scheuerle» и «Kamag», «Cometto»,«Nicolas». Хорошо известна на многих рынках продукция таких известных фирм, как «Faymonville», «Hitachi», «Trabosa», «Doll», «Broshuis», «Andover trailers», «Mafi», «Noteboom».
Высокой репутацией пользуется прицепной состав компаний «Langendorf», «Muller-Mitteltal», «Etnyre trailer», «Trail king», «Mosllein», «Gontrailer», «ES-GE», «Empl», «Lohr».
Крупными международными поставщиками комплектующих являются фирмы «SAF», «BPW», «Hendricson», «Gigant», «JOST», «WABCO», «Knorr-Bremse», «Michelin», «Kormoran», «Continental»...
Отечественный прицепной состав по важнейшим технико-эксплуатационным качествам заметно уступает современным западным образцам. Не случайно отечественные заводы все шире применяют комплектующие (оси, сцепные шкворни, колеса и шины, тормозную аппаратуру, гидростанции и т.п.) ведущих мировых производителей. В дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.
Лидером в производстве прицепного состава на постсоветском пространстве остается челябинский Уралавтоприцеп.
При этом предприятие является единственным в СНГ изготовителем модульных транспортных средств. Соперниками уральцев на российском рынке являются: канашский завод Стройтехника, столичная фирма «Спецприцеп», Тверьстроймаш, Брянский арсенал. Выпуском прицепной техники также занимаются Тавдинский механический завод, Уралавтотрейлер, Минский и Курганский заводы колесных тягачей, Минский и Белорусский автомобильные заводы.