Резиновые атланты (часть 4)
В соответствии с мировыми стандартами шины повышенной проходимости классифицируются по типу машин, видам работ и типу протектора (см. табл.). В то же время, рисунок протектора разрабатывается каждой фирмой отдельно и обозначается собственными индексами. По этим же стандартам установлены и значения, характеризующие грузоподъёмность шины, к которой относятся коэффициент нагрузки, (определяющий норму слойности [НС]), индекс нагрузки (ИН) с соответствующей ему грузоподъёмностью и символ скорости (СС) с указанием максимально возможной скорости перемещения машины.
Маркировка шин осуществляется на их боковой поверхности буквами, словами, цифрами и символами, отлитыми заодно с изделием в пресс-форме или проштампованными после изготовления. Она включает в себя практически все рассмотренные выше параметры и обозначения. К ним относятся частично или полностью используемые данные о шинах: а) наименование страны, фирмы-изготовителя, её индекс и товарный знак; б) ширина профиля; в) серия (Н/В); г) посадочный диаметр; д) количество слоев и тип корда каркаса и брекера, или норма слойности; е) индекс грузоподъёмности; ж) максимальная нагрузка и давление в шине; з) индекс скорости; и) обозначение типа шины: камерные с текстильным брекером — ТТ, бескамерные — TL и (или) TUBELESS, с металлическим брекером — STEEL; к) обозначение радиальной шины буквой R и (или) словом RADIAL; л) обозначение внутренней INSIDE или наружной OUTSIDE стороны шины при асимметричном рисунке протектора; м) знак (стрелка) направления вращения колеса, шина которого изготовлена с направленным рисунком протектора; н) номер стандарта, технических условий или знак соответствия шины международным правилам; о) наименование модели, включающее в себя условное обозначение и номер разработки; п) номер шины, состоящий из даты изготовления, индекса завода-изготовителя и порядкового номера шины.
Помимо этого, допускаются и другие обозначения и надписи на шинах, к которым можно отнести балансировочную метку (указывающую самое лёгкое место шины), штамп ОТК с указанием сорта шины, зимний рисунок (M+S), возможность ошиповки шины (Ш), морозостойкость (Север) и т.п.
Для комплектования строительных машин используются шины отечественных и зарубежных производителей, как с радиальным кордом и типоразмерами 14R24...55/80R63, так и с диагональным кордом —11.00-20...37,5-39.
Наряду с пневмоколёсными шинами значительное внимание производителей уделено и сплошным (массивным) прессованным шинам.
Конструкция такой шины является многослойной. Она состоит из основного слоя, внутри которого располагается ряд плоских металлических колец, служащих каркасом, высокой эластичной резиновой подушки (для смягчения работы машины при прохождении ею возможных неровностей) и ребристого протектора с боковинами (CONTINENTAL, Германия). Основными размерами этих шин являются полный диаметр D, ширина В и посадочный диаметр d. При маркировке они обозначаются как DxBxd в дюймах или D/B-d в мм (250/80-170). При этом размеры в мм, оканчивающиеся на цифры «0» и «5», даются указанной фирмой только в мм, а оканчивающиеся на все другие цифры — и в дюймах, и в мм (18x6x12 1/8 или 457/152-308). В то же время, эти шины также различаются по нагрузке на приводные и неприводные оси машины и в зависимости от скорости их перемещения (б, 10, 25 км/час и более). Эти шины устанавливаются в основном на машинах, работающих с небольшими скоростями и на достаточно хороших покрытиях площадок и дорог. К этим машинам в первую очередь относятся вилочные погрузчики различной конструкции и назначения, используемые не только на внутренних и наружных складских работах по перемещению всевозможных материалов, в т.ч. в речных, морских и воздушных портах, таможенных терминалах, в строительстве и в промышленности строительных материалов, но и в горячих цехах металлургических заводов и цехах химических производств (бумага, стекло, сыпучие и изделия из них). В соответствии с этим изготавливаемые шины обладают прочной конструкцией, стойкостью к маслам, нагреву, горению, устойчивостью к воздействию отходов продуктов питания (гниения) и статического электричества. Такие шины марки CSE SC15 устанавливаются на обод с бортами, имеют ребристую поверхность с различным рисунком и глубиной протектора и диапазон размеров от 140/55-6 до 14.00-24.
Сплошные литые шины устанавливаются также и на неуправляемые оси полуприцепов и прицепов к тягачам. Они используются на указанных выше производствах и видах работ для перемещения грузов значительных объёмов и массы. В этом случае шины выполняются с гладкой поверхностью (марка МН-20) или с редкими боковыми нарезками протектора, расположенными в шахматном порядке (марка МС-20). Такая конструкция значительно снижает сцепление шины с поверхностью дороги или площадки, а со спрямлёнными каналами обеспечивает уверенный отвод воды и мокрого снега. В качестве вариантов вышеуказанной фирмой предлагаются шины со стальным сплошным основанием или с раздельными кольцами каркаса. При этом шины могут устанавливаться на цилиндрические сварные или на симметричные и асимметричные, соединённые из двух частей болтовыми соединениями, конусообразные ободья. Эти шины имеют значительное количество типоразмеров, и для шин с одним сплошным металлическим основанием эта гамма находится в пределах от 200/85-105 до 920/250-670 (мм), а с металлическим рядным каркасом от 105/45-65 до 750/75-640 (мм).
Подобные шины марки «Function» выпускает и фирма «MICHELIN» (Франция), обеспечивая работу ручных и прицепных тележек и трейлеров, а также вилочных погрузчиков при использовании их на складах различного назначения. Фирма выпускает шины модели PL01 с прямоугольными металлическими кольцами в каркасе и с типоразмерами от 3.50-5/3.00 до 28x9-15/7.00 (28 — диаметр шины; 9 — ширина шины; 15 — диаметр обода; 7.00 — ширина обода). Особенностью таких шин фирмы является возможность их изготовления из специальной цветной резины.
Фирма «MEGA-T UNISOFT» (Израиль) также предлагает потребителям шины для погрузчиков, катков, асфальтоукладчиков и трейлеров, аналогичные вышеприведённым, с фиксированной их посадкой на обод. Она выпускает шины с круглыми металлическими кольцами каркаса, без кольцевого замка крепления, но с надёжным охватом по ободу и возможностью проведения монтажа или демонтажа за 30 секунд. Размеры шин указываются как в дюймах, так и в мм, и их типоразмеры находятся в пределах от 343x140x203,2 до 750x250x500 (мм).
К достоинствам зарубежных фирм, изготавливающих и реализующих шины, необходимо отнести техническую поддержку, которая включает предпродажные и эксплуатационные консультации, позволяющие правильно выбрать шины и поддерживать их длительную работоспособность путём осмотра и устранения нежелательных факторов, выявленных в процессе работы машины.
В заключение следует отметить, что при дальнейшем совершенствовании конструкций шин следует учитывать основные требования к ним, заключающиеся в обеспечении лучшего сцепления с дорогой в различных климатических условиях, устойчивости и стойкости к уводу колёс (безопасность), повышении несущей способности и теплоотвода при максимальной скорости и номинальной нагрузке, улучшении отвода воды, самоочищении от камней, грязи и мокрого снега, а также износостойкости (долговечность), снижении уровня шума и динамических воздействий, улучшении управляемости (комфортабельность), снижении массы и сил сопротивления качению (экономичность за счёт стоимости шин и снижения расхода топлива) и маневренности.
Значительный парк строительных и транспортных машин, работающих во всех странах мира, постоянно требует обновления своей «обуви» взамен изношенной. Производством шин занимается очень большое количество специализированных предприятий.