Ваш регион: Россия

Резиновые атланты (часть 2)

<< Начало

Помимо указанных значений, в характеристику входит и ряд других параметров, необходимых для выбора и эксплуатации шин. Так, индекс нагрузки определяет максимальную грузоподъёмность, которую может обеспечить шина. В общем случае он разбит на 280 градаций, от 0 до 279, с грузоподъёмностью шины от 45 до 136000 кг.

Для рассматриваемых машин используется и символ скорости в диапазоне от А1 до G, указывающий максимальную скорость, при которой шина может нести соответствующую нагрузку. Эта скорость в указанном диапазоне распределена с градацией в пять единиц от 5 до 90 км/ч.

С указанными индексами связана и норма елейности, показывающая условное обозначение прочности каркаса шины.

При движении по дорогам с твёрдым покрытием давление в шинах устанавливается в пределах 0,5...0,7 Мпа. Для передвижения по грунтам с низкой несущей способностью давление в шинах устанавливается или, в бескамерных шинах с регулируемым давлением, снижается до 0,05...0,08 МПа. При этом давлении площадь их контакта с грунтом увеличивается, что ведёт к снижению удельного давления на грунт. В результате повышается проходимость машины, но растёт сопротивление движению и интенсивность изнашивания шин. В инструкциях к каждой машине даются рекомендации по приемлемому давлению на каждую её ось, а производители в разных странах указывают значения давления в наиболее распространённых у них единицах (мега- или килопаскали, атмосферы или бары).

Указанная в характеристике масса шины также связана со всеми рассмотренными параметрами.

Деформация шин под нагрузкой

По конструкции пневматические шины делятся на диагональные и радиальные, которые, в свою очередь, могут изготавливаться как камерными, так и бескамерными. При этом все шины (или покрышки) состоят из каркаса, брекера (промежуточной эластичной подушки), протектора и бортовой части. Каркас является силовым элементом шины, воспринимающим внутреннее давление воздуха и внешние нагрузки. Он состоит из определённого количества слоев обрезиненного корда, включающего в себя нейлоновые или металлические нити с различным их расположением. Между каркасом и протектором расположены слои брекера, усиливающие протектор и снижающие деформацию шины. Протектор, в зависимости от назначения, может выполняться гладким или нарезным с различными типами рисунка, служит опорной частью шины и, взаимодействуя с дорогой, защищает каркас от повреждений и обеспечивает сцепление колеса с опорной поверхностью дороги или грунта. По боковым сторонам брекера и каркаса протектор переходит в относительно тонкие боковины и далее в борта, внутри которых в бескамерных шинах расположены стальные кольца — сердечники. Они изготовлены из скрученных или сплетённых стальных проволочек и обеспечивают надёжную установку (крепление) шины на ободе.

Камерные шины, обозначающиеся буквами ТТ или Т/Т и много лет служащие основным движителем машин, имеют ряд недостатков. К ним относится большой нагрев, особенно при её проколе во время движения машины, непроизводительное время на замену и ремонт часто выходящих из строя тонкостенных камер и т.п. Однако основным недостатком является сам процесс прокола камер. Он ведёт к достаточно быстрому выходу воздуха через пробитое отверстие и неплотности между бортом и ободом, хотя в качестве герметизирующего слоя и используется ободная лента. А это, в свою очередь, может привести к разрыву и разбортовке покрышки и при большой скорости — к аварии, так как машина становится неуправляемой. Поэтому в последнее время всё большее применение в движителях машин находят бескамерные шины, производство которых во всём мире постоянно увеличивается. Они плотно и надёжно устанавливаются на обод и за счёт внутреннего, с заходом на наружную поверхность, герметизирующего слоя обеспечивают постоянное давление в шине. К преимуществам этих шин, обозначаемых литерами TL или Т/L, следует отнести большую безопасность. Она обеспечивается медленным выходом воздуха после прокола или пробоя шины. При этом машина может своим ходом добраться до места стоянки или ремонта.

 

Конструкция шин

По конструкции каркаса шины делятся на диагональные и радиальные.

 

Конструкция диагональной шины со стальным брекером

Размеры шин

Диагональные шины состоят из многослойного текстильного каркаса, являющегося основным несущим элементом, нейлоновых нитей корда в нём и металлокордного брекера. Нити корда в этих шинах располагаются под углом 45...60º и в соседних слоях перекрещиваются между собой по диагоналям относительно поверхности шины. Поэтому между слоями возникает трение, приводящее к повышенной температуре и износу шин. Они имеют два конструктивных исполнения. Один тип шин имеет брекер, расположенный только под протектором, а у другого он размещается ещё и по боковинам. Эта конструкция имеет два-три сердечника в борту, а её обозначение в типоразмере и на шине не указывается.

Радиальные шины состоят из многослойного каркаса, нити металлического корда которого расположены радиально относительно колеса (от борта до борта по всей ширине шины), т.е. под углом 0º. Брекеры являются несущим элементом и представляют собой один или несколько прорезиненных слоев с металлическим кордом (брекерные пояса). Они позволяют усилить протектор и сберечь шину от ударов, порезов, проколов и т.д. Такая конструкция имеет практически один стальной сердечник, связывающий все слои борта. Боковины шины выполняются из эластичной резины, защищают боковые части шины от ударов и порезов, амортизируют слои каркаса и имеют возможность изгибаться под нагрузкой без образования трещин или расслоения. В обозначениях эти шины имеют литер R. В настоящее время объём продаж радиальных шин повышенной проходимости на мировом рынке постоянно растёт. Это обусловлено рядом положительных факторов. Многослойные стальные пояса-брекеры обеспечивают шинам более равномерное и лучшее сцепление с дорогой, т.к. пятно контакта у диагональной шины имеет меньшую (эллипсовидного типа), а у радиальной (практически прямоугольного типа) — большую площадь. Это, в свою очередь, ведёт к надёжности управления и устойчивости машины, комфортабельности, безопасности, износостойкости, снижению затрат времени и средств на замену и ремонт шины.

Пятно контакта шины с дорогой без нагрузки и под нагрузкой

 

Продолжение >>

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

25.04.2004